МБДОУ "Детский сад № 234"

Бумажная кукла: учимся играя!

«Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Не стоит забывать, все что новое, это хорошо забытое старое.

Вот и сейчас, в сфере образования педагоги стараются найти, что то новое, инновационное, современное для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Но как мы знаем, самая эффективная детская деятельность – это игровая, а игры в куклы – это самое результативное средство воспитания и обучения детей, а если эту куклу можно сделать самому или обновить или изменить, так и результат не заставит себя ждать.

Бумажные куклы – это прекрасное средство для развития мелкой моторики, творческого воображения и мышления дошкольника, регулирования своего поведения, а так же один из способов развития речи, что немало важно для работы с детьми в логопедической группе. Таким образом, данная тема становится актуальной в свете ФГОС ДО.

Бумажные куклы с наборами одежды не такая уж простая игрушка. Ведь здесь можно проявить все свои творческие способности. Попробуй-ка придумай наряд для своей принцессы. Создание нарядов для бумажной куклы – это настоящий полет творчества, в котором дети могут попробовать себя в роли дизайнера одежды.

Разнообразие способов создания одежды рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые коллекции, например из фантиков, салфеток. У детей повышается самооценка, они начинают уважать и ценить свой и чужой труд. Нетрадиционный подход к выполнению коллекций, дает большой толчок развитию детского интеллекта, творческой активности детей, учит их нестандартно мыслить. Необычные способы создания разных коллекций так увлекают детей, что образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой работ, играми с бумажными куклами.

Установлено, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В результате бумажную куколку надо еще очень аккуратно вырезать, так же аккуратно работать с ножницами, при создании нарядов. А наряды мало того, что нужно придумать и нарисовать, их еще и раскрасить требуется, что очень результативно развивает мелкую моторику пальцев. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляционных слогов. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции.

Бумажная кукла как дидактическое средство имеет большое преимущество по сравнению с традиционными наглядностями, которые обычно используются на занятиях, таких, как карточки с изображениями одежды, благодаря своей интерактивности. Бумажную куклу можно задействовать в разнообразных дидактических играх, создавать проблемные ситуации, активизировать знания детей по уже пройденным темам. Например: «Какое сейчас время года? Посмотри, какая погода за окном. Давай оденем куклу на прогулку», «Кукла идет в магазин. Что ей нужно одеть? Что ей нужно взять с собой?», «Маша и Саша (имена кукол) разбросали вчера свою одежду. Помоги им убраться. Где одежда Маши, а где – Саши? Помоги им одеться».

Использование бумажной куклы как дидактического средства диктует ряд требований, которым должна отвечать не только кукла, но и ее гардероб: во-первых, даже если в игровой деятельности задействованы дети только одного пола, то должны быть куклы, изображающие как девочку, так и мальчика. Иначе как можно продемонстрировать воспитанникам, чем отличается женская одежда от мужской; во-вторых, куклы должны быть примерно одного возраста и этот возраст должен примерно соответствовать возрасту воспитанников. Так детям будет легче соотнести куклу с самими собой, что облегчит им перенос усвоенных знаний с кукольного гардероба на реальную одежду на последующих занятиях; в-третьих, необходимо следить, чтобы куклы не были излишне стилизованными, пропорции их тел должны быть приближены к реальным. Изображения кукол не должны быть перегружены деталями, так как усложнение зрительного стимула негативно влияет на восприятие детей. [5, с.27] Исходя из этических соображений, куклы должны быть изображены в нижнем белье.

Бумажная кукла – это не просто развлечение для ребёнка, но и отличная развивающая игрушка! С помощью куклы учитель-логопед может варьировать свои требования к речи и поведению учащихся на занятиях, что способствует воспитанию свободы речевого общения. Например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с куклой. В этом случае за куклу говорит сам учитель-логопед, что, по сути представляет собой замаскированную помощь.

Дидактическая игра «Маша»

Задачи:

  • Развитие мелкой моторики, воображения, мышления
  • Закрепление умения употреблять предлоги
  • Закрепить названия мебели

Оборудование: бумажные куклы, бумага, карандаши, ножницы

Ход игры: на бумаге дети рисуют мебель для кукол, вырезают её и обыгрывают:

Вариант игры:

  1. «Вопрос-ответ» Взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает (Где Маша? Примерные ответы: Маша села за стол. Маша вышла из-за стола. Маша стоит перед столом. Маша легла на кровать. Маша стоит между кроватью и столом. Маша подошла к шкафу. и т.д.)
  2. «Расскажи где твоя куколка» дети рассказывают где находится их кукла (1 ребенок: моя Маша села за стол. 2 ребенок: а моя Даша стоит перед столом и т.д.).

Дидактическая игра «Модельер»

Задачи:

  • Развитие мелкой моторики, воображения, мышления
  • Упражнять в правильном произнесении звука [Л], [Р], в словах и предложениях; уметь эти звуки дифференцировать.
  • Закрепить названия элементов одежды (карман, воротник, рукав, оборка)

Оборудование: бумажные куклы, бумага, карандаши (красный, розовый, серый, коричневый, оранжевый, черный, желтый, голубой) ножницы.

Ход игры: Предложить ребенку стать модельером и придумать наряд для своей куклы

Примерные вопросы и ответы:

Взрослый: Какого цвета будет платье у твоей куклы Раи?   Какого цвета будет воротник?Какого цвета будут рукава?Какого цвета будут карманы?Какого цвета будет оборка?Ребенок У Раи красное платье в черный горошек.У Раи белый воротник.У Раи розовые рукава.У Раи розовые карманы.У Раи белая оборка.

Дидактическая игра «Одень Машу»

Задачи:

  • Развитие мелкой моторики, воображения, мышления
  • Развивать умение отвечать полным ответом.
  • Закрепить названия одежды

Оборудование: бумажные куклы, бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры: Предложить ребенку нарисовать одежду для куклы вырезать ее, примерить и рассказать куда пойдет куколка в этом наряде. (Маша надела спортивный костюм, она идет в спортзал на тренировку. Маша надела школьное платье, она идёт в школу. Маша надела шапку, шубу, и сапоги, она идет гулять и т.д.)

Дидактическая игра «Накорми Машу»

Задачи:

  • Развитие мелкой моторики, воображения, мышления
  • Развивать умение отвечать полным ответом.
  • Закрепить названия продуктов, посуды.

Оборудование: бумажные куклы, бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры: Предложить ребенку нарисовать еду для своей куклы.

Вариант игры:

  1. «Машин день рождения» – У Маши день рождение, и она приготовила много угощения для своих друзей. Давай нарисуем и вырежем что приготовила Маша (все действия оречевляются, добиваемся полных ответов).
  2. «Маша кушает» – Давай нарисуем, что сегодня на завтрак (обед, полдник, ужин) будет есть Маша (все действия оречевляются, добиваемся полных ответов).

Еще одним очевидным преимуществом бумажной куклы является ее компактность. Кукла с огромным гардеробом и даже собственным «жилищем» не требует много места для хранения, ее можно хранить в папке или коробке. Бумажная кукла имеет низкую себестоимость. Саму куклу и ее гардероб можно изготовить самостоятельно и это не требует дорогих материалов.

Разумеется, помимо достоинств, бумажная кукла обладает и рядом недостатков. К самому существенному ее недостатку относится недолговечность. Но этот недостаток можно в значительной степени преодолеть, если куклу укрепить, наклеив на картон и защитить от загрязнений с помощью прозрачного скотча, наклеенного на лицевую сторону. Также куклу можно заламинировать.

Таким образом, затратив сравнительно немного усилий, можно изготовить для себя ценное учебное пособие. Использование бумажной куклы позволит разнообразить занятия, повысить мотивацию воспитанников, активизировать их познавательную деятельность. Радость от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра, воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей. Это дает возможность сделать прекрасное своими руками. Это способно удивить всех.

Литература

  1. Боброва, В.В. Использование бумажной куклы для формирования навыков самообслуживания у детей с выраженными нарушениями интеллекта [Текст]/ В. В. Боброва, Н. В. Сюй-фу-шун. – Текст: непосредственный// Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1032-1034.
  2. Волков, Б.С. Психология общения в дошкольном возрасте [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с.
  3. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст]/ А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М.: «Академия», 2003. – 208с.
  4. Соколова, С.В. Сказки из бумаги [Текст]/ С.В. Соколова. – М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2004. – 240с.
  5. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника [Текст]/ Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева. – Екатеринбург, «АРГО», 1996. – 80с.
  6. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2020/05/06/kukloterapiya-kak-metod-korrektsii-v-rabote-s-detmi

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • контент
  • спас-экстрим
  • дети онлайн
  • минобрнауки и высшего обр
  • фскн россии
  • право
  • акиац
  • барнаул
  • тел доверия полиции
  • элуслобр
  • надзор обр
  • уполномправа реб
  • сервер гв
  • госуслуги
  • инфосистемы
  • мои документы
  • минпросв
  • Министерство образования и науки Алт
  • нокро
  • профсоюз
  • осовак
  • пнпо
  • развитие детства
  • горлин
Wordpress snowstorm powered by nksnow