Здоровье человека – одна из основных ценностей в жизни. Не случайно в пожеланиях к празднику, ко дню рожденья мы говорим именно о здоровье. Однако осознание важности здоровья присутствует не у всех людей. Как правило, пока не возникло проблем со здоровьем, человек о нем не вспоминает, воспринимает его как данность. Такое отношение присуще и детям. Даже если взрослые пытаются мотивировать ребенка к тому, чтобы вести себя не во вред здоровью, ребенку сложно понять отсроченные последствия своих действий. Однако в последние годы в нашем обществе особый акцент делается на профилактику в области здоровья. «Вторую жизнь» и особую актуальность получила народная мудрость «Береги здоровье смолоду». Наряду с постепенным улучшением услуг здравоохранения, другие общественные институты также видят своей задачей сохранение и укрепление здоровья детей (в первую очередь это относится к институту семьи и образования).
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
Для укрепления здоровья детей могут использоваться следующие здоровьесберегающие технологии:
– Сказкотерапия-это один из видов здоровьесберегающих технологий.Сказкотерапия помогает мягко и не навязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки.Сказкотерапия-это игра с душой ребёнка, с его эмоциональным проявлениями через чуткий внутренний мир, это избавление личности от психологических барьеров.
Данный вид технологии заключается не только в его терапевтическом направлении, но и физическом.Основным правилом проведения сказкотерапии является создание положительной атмосферы занятий и добровольное включение детей.
Основные методы, используемые в сказкотерапии
1. Рассказывание сказки. 2. Рисование сказки. 3. Сказкотерапевтическая диагностика. 4. Сочинение сказки. 5. Изготовление кукол. 6. Постановка сказки.
Для того чтобы сказка или история обрела силу или оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил её создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Жили-были. Начало сказки, встреча с её героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки.
–Релаксация-это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц.
Игры, помогающие преодолеть напряжение
«Ленивая кошечка»
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.
«Задуй свечу»
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительнопроизносить звук “у”.
«Озорные щечки»
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
«Рот на замочке»
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю
–Пальчиковая гимнастика-здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.Пальчиковая гимнастика включает в себя активные упражнения и игры для пальцев и направлена на развитие мелкой моторики. Систематические упражнения по тренировке движений наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.
– Самомассаж–игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Примеры самомассажа:
«Утка и кот»
Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний
А уточки, а уточки
Все топают по улочке.
Идут себе вразвалочку
И крякают считалочку.
Утка крякает, зовет Поглаживать шею ладонями сверху
Всех утят с собою, вниз.
А за ними кот идет, Указательными пальцами растирать
Словно к водопою. крылья носа.
У кота хитрющий вид, Пальцами поглаживать лоб от середины
Их поймать мечтает! к вискам.
Не смотри ты на утят- Раздвинуть указательный и средний
Не умеешь плавать! пальцы, сделать «вилочку» и массировать
точки около уха.
«Дождик»
Массаж спины под песню Е. Поплянской (сб. «А мы на уроке – играем»)
Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом «паровозиком»
Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине.
По веселой звонкой крыше-
Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите- Постукивание пальчиками.
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите-
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте- Поколачивание кулачками.
Бом! Бом! Бом!
А уйду-тогда гуляйте-
Бом! Бом! Бом!
Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками.
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше-
-Витаминотерапия- применение витаминов с лечебной целью при некоторых заболеваниях, а также при отсутствии или недостатке витаминов в организме.
Чтобы закрепить с детьми, какие продукты для нас полезны и в каких же продуктах прячутся витамины, можно с детьми поиграть в игру:
Игра «Вредно – полезно»
На большом листе бумаги (доске) изображены различные продукты питания (овощи, конфеты, фрукты, чипсы, молоко, газированный напиток в бутылке, «Фанта», шоколад, «Сникерс», творог, рыба, мороженое, яйца, черный хлеб, хот-доги и т. п.). Дети обводят зеленым маркером то, что полезно, а красным маркером обводят те продукты, которые вредят нашему организму.
-Закаливание-организма нужно начинать с первых дней жизни человека, воспитывая в нем привычку к закаливающим процедурам и безбоязненное отношение к низкой и высокой температуре воздуха, легкой одежде, сквознякам, охлаждению ног. Начать применение закаливающих процедур не поздно ни в каком возрасте.
Методы закаливания.
А. Закаливание воздухом
Б. Закаливание водой:
-обтирание;
– обливание;
– контрастный душ;
– купание в море;
– моржевание;
В. закаливание солнцем
Г. Закаливание в парной
Д. Босохождение
«Взрослые, а вместе с ними и дети могут, избавившись от лени, самостоятельно укрепить свой организм и избежать многих болезней. Главное захотеть!» Будьте здоровы!