В последнее время, все чаще приходится слышать о ранней помощи детям, ее необходимости, актуальности. Что же под собой подразумевает ранняя помощь?
Итак, под ранней помощью подразумевается комплекс услуг, которые оказывают детям от 0 до 3 лет включительно, имеющим риск отставания или нарушения в развитии, и семьям, воспитывающим таких детей.
Необходимость развития ранней помощи в Российской Федерации обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении.
По данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2025 года количество детей-инвалидов в России составляет 2,6 процентов детского населения до 18 лет. В структуре причин инвалидности наиболее часто наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения, врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения, болезни нервной системы.
Учитывая статистику, следует подчеркнуть, что раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.
Цели ранней помощи:
- содействие физическому и психическому развитию детей;
- повышение собственной активности ребёнка в той среде, где он обычно находится;
- повышение родительской компетенции в вопросах развития ребёнка.
Специалисты службы ранней помощи предоставляют родителям следующие услуги:
- оценивают уровень развития ребёнка и выявляют проблемы;
- вместе с родителями разрабатывают и реализуют индивидуальную программу ранней помощи в разных областях жизнедеятельности ребёнка: двигательной, речевой, познавательной, самообслуживания;
- помогают родителям лучше понимать потребности ребёнка и содействовать его оптимальному развитию;
- помогают подобрать необходимое ребёнку специальное оборудование (специальные стулья, приспособления для стояния и еды и т. п.);
- помогают подобрать способы оптимального взаимодействия родитель–ребёнок в обычных бытовых ситуациях (кормление, одевание, игра и т. д.);
- сопровождают семью и ребёнка на этапе адаптации при переходе в систему дошкольного воспитания.
Раннюю помощь получить может каждый ребенок, особенно, если:
- ребёнок-инвалид;
- ребёнок со стойкими нарушениями функций организма или заболеваниями, приводящими к нарушениям функций организма, задержкой развития, подтверждёнными справкой, выданной медицинской организацией;
- ребёнок, который воспитывается в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, что выявляется организациями социального обслуживания, помощи семье и детям, органами опеки и попечительства;
- ребёнок, о развитии которого есть беспокойство у семьи.
На самом деле, родители детей, нуждающихся в ранней помощи в развитии, зачастую находятся в растерянности и теряются в многообразии современных услуг и пособий, желая помочь ребенку, идут по ложному следу, не зная, что для ребенка в развитии является приоритетнее. Именно для этого и создаются бесплатные службы ранней помощи, чтобы помочь родителям выстроить правильный, грамотный путь в развитии ребенка.
В ранней помощи главная и исполнительная роль остается по-прежнему за мамой малыша, как самого близкого и родного человека, которому ребенок доверяет и с которым находится постоянно, педагоги являются консультантами и координаторами процесса.














