МБДОУ "Детский сад № 234"

Игры для автоматизации звуков

Автоматизация звуков очень важный этап становления речи и требует от ребёнка самоконтроля, он должен постоянно следить за своей речью во всех ситуациях, дифференцировать правильное и дефектное произношение и вовремя исправиться, если произнёс звуки в словах неправильно. Дети с дефицитом внимания могут отвлекаться на посторонние звуки или шум, что затрудняет многократное повторение одного и того же. Это может казаться скучным ребёнку. Он не понимает, для чего это нужно, повторяет с неохотой, не концентрируясь на своей речи и работе органов артикуляции. 
Для автоматизации звуков у детей с дефицитом внимания используются следующие методы:

  • необходимо нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»;
  • постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.), артикуляционной или жестовой подсказкой:

губы «в улыбке» или кисть руки внизу;

губы «рупором» или кисть руки поднята вверх;

  • отметить качество произношения во время общей оценки ответа;
  • следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений);
  • переносить контроль на неживой объект как раздражитель нужного рефлекса, а именно: предложить повторно поделиться своими впечатлениями с человечком-звуком [с] или куклой, постоянно играющей роль логопеда;
  • отметить именины появившегося звука;
  • вручить памятку (медаль, значок, колокольчик и т.д.), напоминающую о правильном произношении;
  • поставить человечка-звук или куклу-логопеда в игровой уголок; помочь организовать дома один из уголков, в котором все звуки должны произноситься правильно.

Вот несколько игр, которые помогут Вашему ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня и самое главное – по дороге домой, чтобы не отвлекать вечером от домашних дел!

Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, все возможности и способности. Играйте   с ребёнком   на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

Игра «Хлопни, когда услышишь»Взрослый называет слова, а ребенок должен хлопнуть, если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

Игра «Что я загадал?».Взрослый предлагает отгадать загаданное слово по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это «Машина», а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры можно предложить ребёнку, при правильном ответе меняться ролями.

Игра «Чего не стало?» На столе 4 предмета или игрушки. Ребенок называет их. Потом ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия ему предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.
Игра «Посчитай-ка» Ребенку предлагают посчитать предметы с определенным звуком.
Например: давай мы посчитаем все машины, которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.
Игра «Всезнайка» Дошкольники должны ответить на
вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука, например звука [л]. Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать?Каких ты знаешь животных на звук [л]?Каких ты знаешь рыб на звук [л]?Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.
Игра «Кто больше» Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например, изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое… Игра «Один – много» «Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов». Например: бокал – бокалы; пила – …; пенал – …; канал – …; плот – …; дятел – … и др.
Игра «Чего много» «Скажи, чего много?» Например: палуба – много…, малыш – …, шалаш – …, желудь- …и др.

Игра «Знаешь ли ты?» Ребенку предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:
Продукты питания – сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт – теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи – свекла, баклажан и др.
Игра «Назови ласково словечко» Ребенку предлагается назвать предложенные слова ласково.
Например: вилка – вилочка, палка-…, полка – …, галка – …, кулак -кулачок, каблук – …, балкон – …, вулкан – …, колпак – ….

Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма. Важно организовывать ситуации, близкие к условиям естественной коммуникации, побуждающие ребенка к речевому высказыванию. Именно в ситуации у ребенка появляется потребность говорить с какой-либо целью, что активизирует его речевую деятельность, способствует закреплению поставленных звуков.

     Вот, например, как можно развивать произвольное внимание в игровой форме при автоматизации звука «Л». Дети часто затрудняются в произнесении этого звука в конце и середине слова. Они его «глотают» в этих позициях. Можно сказать, что сейчас звук «Л» будет лягушкой и будет подстерегать тебя в серединке и на конце слов. Лягушки хотят поплавать в твоем животике, остерегайся! Говори «Л» везде правильно! Как сказал слово неправильно, так лягушку проглотил («бука» вместо «булка»). А глотать лягушек никому не хочется, они такие скользкие, холодные, будут квакать в животе. Ребенку весело, начинает работать азарт, включается внимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • минобрнауки и высшего обр
  • барнаул
  • элуслобр
  • надзор обр
  • сервер гв
  • госуслуги
  • инфосистемы
  • мои документы
  • минпросв
  • Министерство образования и науки Алт
  • нокро
  • профсоюз
  • осовак
  • развитие детства
  • горлин
Wordpress snowstorm powered by nksnow