«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости!» – так гласит народная мудрость.
Дети, как известно, продукт своей среды – она формирует их сознание, привычки. Поэтому здоровый образ жизни необходимо формировать, именно начиная с детского возраста: забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.
Так что же такое здоровье? Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье – это отсутствие болезней. Но не только. Здоровье – это счастье! Здоровье – это когда ты весел и всё у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным.
В формировании понятий о здоровом образе жизни, нужно дать понять детям, что нужно делать, чтобы быть здоровым? «Здоровье каждому человеку даёт физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!» — эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, учёному, академику Н. М. Амосову.
Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за здоровьем, можно его потерять.
Понятие включает в себя много аспектов: соблюдение режима дня, культурно – гигиенические навыки, двигательная деятельность, закаливание, гимнастика и подвижные игры, культура питания.
Нами были проведены следующие виды работ:
1.Культурно-гигеенические навыки!
С самого раннего возраста мы прививали детям культурно – гигиенические навыки.
Сейчас дети умеют правильно умываться, знают, для чего это надо делать: чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы смыть микробы.
Вместе с детьми рассматривали ситуации защиты от микробов и делали выводы, которые дети хорошо усвоили: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета; есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды.
2. Гимнастика.
Систематические занятия физкультурой очень полезны для здоровья. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер. Они способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе, ответственности, умения дружить.
Ежедневно проводятся утренняя зарядка и гимнастика после сна.
Утренняя зарядка – желательно с растяжками и прыжками:
Главное, чтобы выбранный вид физической культуры нравился ребенку, чтоб он занимался этим с удовольствием.
Гимнастика после сна.
Простые приемы массажа и самомассажа: рук, ступней, ушных раковин, лица, биологически активных точек тела. Дыхательные гимнастики. Хождение по массажным коврикам, коврикам из пуговиц, канату. Ежедневный прием сиропа шиповника (начиная с осеннего периода по весенний период).
3. Ежедневная двигательная активность!
Движение – это естественное состояние ребенка.
Задача взрослых – создать условия для двигательной активности ребенка. Лучшая среда для этого – детская площадка, т. к. они сочетает два важных условия для двигательной активности – пространство и свежий воздух.
Пусть ваш ребенок как можно больше гуляет, играет в подвижные игры, бегает, прыгает, лазает, плавает…. Это очень важно для полноценной деятельности мозга, а, следовательно, и всего организма ребенка!
4.Свежий воздух!
Свежий воздух просто необходим детскому развивающемуся мозгу!
Недостаток кислорода приводит к значительному снижению деятельности. В непроветренном, душном помещении ребенок не может находиться в активном, бодром состоянии, а тем более выполнять какие-либо задания, требующие сосредоточения внимания.
Нехватка кислорода приводит к быстрой утомляемости и истощаемости.
Для хорошего самочувствия и успешной деятельности ребенку необходимо пребывание на открытом свежем воздухе и в проветренном помещении:
– обязательно во время сна;
– обязательна двигательная активность на свежем воздухе – минимум 2 часа в день.
Помните, для нормального функционирования детский мозг нуждается в большом количестве кислорода.
5. Культура питания.
Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из цветных колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».
В группе дежурные самостоятельно сервируют стол, и прибираться после приема пищи. Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, своего рода актерской мини-сценке. Ведь меню можно зачитать с выражением так, что дети, до сих пор не испытывавшие голод, захотят попробовать все блюда.
6.Соблюдаем режим дня!
Следующее требование – постоянство режима: вовремя есть, заниматься, играть, спать. Оно способствует выработке у детей устойчивого динамического стереотипа, приучает к порядку, дисциплинированности.
7.Закаливание.
Ежедневное закаливание детей.
8. Игра.
В связи с неделей здоровья были проведены следующие игры:
1.«Правила гигиены»;
2.«Полезная и вредная еда»;
3.«Аптека»;
4.«На приеме у врача Пилюлькина»;
Также были рассмотрена книжка «Витамины» и рассмотрено с детьми строение человека.
Также совместно с инструктором по физической культуре было проведено мероприятие “Зимние спортивные соревнования”.
Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь свое здоровье и заботиться о нем!