МБДОУ "Детский сад № 234"

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

До школы у ребенка игровая деятельность является ведущей. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них учеба, труд, форма воспитания.

Игра- это способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Классификация дидактических игр:

  1. Игры с игрушками и предметами.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной, качеством. К играм с предметами относятся: игры с конструктором разных видов,  сюжетно- ролевые игры, игры-инсценировки, игры с природным материалом (камешки, шишки, семена растений и т.п).

  • Настольно печатные игры.

Лото, домино ,тематические игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результат своего хода. Участие в играх требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

  • Словесные игры.

Построены на словах и действиях играющих. Эти игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно актуальны в старшем дошкольном возрасте, т.к. способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, четко формулировать свои мысли.

В работе с детьми младшего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей. Если в игре ребенок, действуя с предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т.д. В проведении игр нужна активность педагога в обучении детей приемам игровых действий.

У детей среднего дошкольного возраста есть уже опыт совместных игр, взрослый является и учителем и участником игр. Постепенно, по мере накопления опыта детьми, воспитатель начинает играть второстепенную роль. Правила объясняются перед игрой, могут показываться с помощью пробного хода.

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом  и более развитым мышлением, они легко воспринимают словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется показ. Воспитатель может не принимать участия в играх, но следит за ходом игры. Заканчивая игру,  педагог должен напомнить детям название игры, отдельные правила, поддержать интерес к дальнейшему продолжению игры.

Элементы дидактических игр:

  1. Дидактические  задачи. Могут быть разнообразны. Это может быть и ознакомление с окружающим( природа, животный мир, люди, растения и т.д); развитие речи( закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря); дидактические задачи могут быть связаны с закреплением математических представлений.
  2. Содержание. Содержанием игр является окружающая действительность( природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и т.п).
  3. Правила. Определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок. Воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Воспитатель не должен перегружать игру правилами, чтобы не снижать интерес детей к игре.
  4. Игровые действия. Это проявление активности детей в игровых целях. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них увлекает и занимает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.

Функции дидактических игр:

  • Развлекательная: ребенокзаинтересовывается,у него появляется желание играть.
  • Коммуникативная: это нормы поведения, которые усваиваются детьми в процессе игр.
  • Терапевтическая: дети учатся преодолевать трудности и находить компромиссы.
  • Диагностическая: эта функция помогает педагогам, психологам, родителям понять нормы и отклонения в поведении детей.
  • Коррекционная: ребенок учится работать над собой и видеть свои ошибки.
  • Функция социализации: учит детей общаться в обществе.

Дидактические игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Использование дидактических игр всестороннему развитию ребенка. Это незаменимое средство обучения детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • контент
  • спас-экстрим
  • дети онлайн
  • минобрнауки и высшего обр
  • фскн россии
  • право
  • акиац
  • барнаул
  • тел доверия полиции
  • элуслобр
  • надзор обр
  • уполномправа реб
  • сервер гв
  • госуслуги
  • инфосистемы
  • мои документы
  • минпросв
  • Министерство образования и науки Алт
  • нокро
  • профсоюз
  • осовак
  • пнпо
  • развитие детства
  • горлин
Wordpress snowstorm powered by nksnow