МБДОУ "Детский сад № 234"

Тревожный ребенок

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.

Одной из отличительных черт тревожных детей является их чрезмерное беспокойство. Причем иногда они боятся даже не самого события, а его предчувствия.

ЧАЩЕ ВСЕГО ТРЕВОЖНОСТЬ РАЗВИВАЕТСЯ ТОГДА, КОГДА РЕБЕНОК НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ (СИТУАЦИИ) ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА. ОН МОЖЕТ БЫТЬ ВЫЗВАН:

 – негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

– неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

– противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или образовательное учреждение.

ПРИЗНАКИ ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ:

  • суетливость, повторяющиеся мелкие движения (кручение волос, обгрызание ногтей, покачивание ногами) или, напротив, мышечное напряжение, скованность;
  • желание много говорить или, наоборот, напряженное молчание;
  • трудности засыпания, сильное беспокойство перед началом важной или новой для ребенка деятельности;
  • боязнь любых, даже незначительных, перемен;
  • неуверенность в себе, отказ от новой деятельности («Я не смогу»).

ВАШ РЕБЕНОК МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬ ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ, ЕСЛИ:

  • У ребенка тонкая нервная организация, он чувствительный и впечатлительный.
  • Тревожное поведение свойственно вам, вы не уверены в себе, живете в ожидании негативных событий и последствий.
  • В семье происходят перемены, о которых ребенок ничего не знает, но чувствует и вынужден сам придумывать причины происходящих изменений, зачастую представляя себе реальность значительно более страшной, чем она есть.
  • Ребенок привык в основном опираться только на вас. Тогда любая ситуация, в которой он может оказаться без вашего участия или поддержки, будет для него тревожащей и небезопасной.
  • В вашей семье принят непоследовательный тип воспитания. Нет четких представлений о том, за что ребенок получает наказание, за что – поощрение. Нет разумного распорядка дня, традиций, ритуалов.
  • Вы требуете от себя и от ребенка безупречности, идеальности, совершенства. Ребенок осознает, что не сможет соответствовать вашим высоким критериям, и начинает бояться потерять вашу любовь и расположение.
  • Вы даете ребенку множество тревожных посланий: «Ты упадешь…Ты неловкий… У тебя всегда так…» В этом случае ребенок начинает воспринимать себя как неспособного справляться даже с простыми задачами.
  • Вы транслируете ребенку тревожно-негативные представления об окружающем мире: «Дети все хулиганы, незнакомые люди опасны, воспитательница заругает, милиционер заберет, тебя никто не будет любить» и т.д.
  • Ребенок пережил психологически травмирующее событие, с которым его психика не смогла справиться самостоятельно.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ, ЧТО:

  • Тревожных детей следует больше поддерживать, обращать внимание на их ресурсы и качества, позволяющие им справляться с теми задачами, которые ставит перед ними жизнь.
  • Ребенок должен не только понимать, но и постоянно убеждаться на собственном опыте, что вы его любите и будете любить вне зависимости от его достижений.
  • В постоянно меняющемся, развивающемся внутреннем мире ребенка и так много перемен, поэтому важна стабильность, которую ему может дать уверенность и психологическая устойчивость его родителей и основательность устройства семейной системы, последовательность в воспитании.
  • Если перемены в семье неизбежны (развод родителей, переезд, болезни, смерть домашних животных), стоит поговорить с ребенком об этих событиях, принимая во внимание его возможные чувства по этому поводу (страх, злость, вину и т.п.). Отсутствие информации и непредсказуемость жизни – вечные источники тревоги.
  • Тревожным детям часто трудно перейти от одной деятельности к другой (например, от игры к прогулке). Важно за какое-то время предупредить ребенка о том, что ему скоро предстоит делать, чтобы он психологически подготовился.
  • Полезно обсуждать с ребенком предстоящий день, вместе с ним планировать дела.
  • Ребенку необходимы положительные послания относительно его возможностей справляться с чем-то, что предстоит ему в жизни. Не критическое «Ты ошибся, значит, ты плохой», а отношение к ошибкам как к позитивному опыту. Это позволит ребенку заниматься новыми видами деятельности без сопровождающей тревоги.
  • Важно формировать у ребенка адекватную самооценку. Для этого лучше всего не оценивать его (ни положительно, ни отрицательно), а интересоваться его деятельностью и ее результатами, спрашивая его самого о том, как он оценивает свою работу и почему. Не следует сравнивать ребенка с окружающими.
  • Не надо заставлять ребенка делать то, что вызывает у него тревогу (например, непременно выступить на утреннике, принять участие в игре и т.п.). Подождите, пока он сам не захочет, не обретет внутреннюю готовность к каким-то действиям.
  • Для тревожных детей очень полезны свободные игры на свежем воздухе, игры с творческим материалом (шишками, камушками, песком, фантиками, и т.д.), а также все виды водных процедур, кроме серьезных спортивных занятий.
  • Желательно постепенно увлекать ребенка рисованием восковыми мелками и красками (причем не только кисточкой, но и пальчиками), работой с пластилином и глиной. Таким детям важно все вокруг контролировать, а работа с творческим материалом позволяет им принять непредсказуемость жизни через непредсказуемость творчества на «текучем», не строгом материале.
  • Если вы и члены вашей семьи смотрите на жизнь позитивно и уверенно: «Мы справимся со всем, что ни пошлет нам жизнь», то это послание непременно будет воспринято вашим ребенком, и он также вырастет в ощущении, что он – хорош и мир вокруг интересный и разный.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ РОДИТЕЛЯМ

Общение с тревожным ребенком имеет свои закономерности.

Как и при решении других детских проблем, которые возникли не вчера и не вдруг, приготовьтесь к терпеливой систематической работе. Вести ее надо в трех направлениях:

– повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности;

– учить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку;

– обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее

беспокойство.

Для реализации этих конкретных задач вы можете воспользоваться играми, описанными в соответствующих разделах ниже. При их организации важно соблюдать некоторые правила, которые позволят создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка.

Правило 1. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример. Если вы хотите подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким-то своим качеством, то лучше сравнивать его успехи с его же результатами вчера, неделю или месяц назад.

Правило 2. Избегайте соревновательных моментов в играх. Пусть лучше ребенок играет для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть. Также нежелательно ставить тревожному ребенку временные рамки выполнения задания или подгонять его. Этим вы вряд ли ускорите его действия, а вот уровень тревожности поднимете наверняка.

Правило 3. Вводите ребенка в новую игру осторожно, давая ему возможность спокойно ознакомиться с ней, понаблюдать за образцом действий (если таковые есть). Если вы ощущаете сопротивление ребенка, его нежелание участвовать в игре, ни в коем случае не настаивайте. Можно заставить человека выполнить какие-то действия, но нельзя заставить играть по-настоящему! Так что в таких затруднительных случаях старайтесь проявить творческий подход, чтобы заинтересовать ребенка и снизить его беспокойство. Для этого изменяйте правила игры, учитывая особенности вашего сына или дочери, используйте наглядный материал, уже знакомый ребенку, начните играть с кем-то другим, показывая ребенку пример. Словом, действуйте по обстоятельствам.

ИГРЫ НА ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ.

Звезда квартиры №…

Хотя эта игра призвана помочь малышу, но больше предназначена для взрослых, задача которых состоит в том, чтобы показать малышу всё лучшее в нём, подкрепить его самооценку.

Нужно соорудить посвящённый ребёнку небольшой стенд и договориться, что он будет действовать какое-то время, например, 1-2 недели. За это время ребёнку предстоит стать «звездой квартиры», все домочадцы которой будут отмечать его успехи и достоинства. В центре стенда нужно закрепить фотографию «звезды», вокруг которой наклеить лепестки, на которых будут появляться надписи (или рисунки, значение которых ребенок будет знать, а возможно и придумает вместе с вами). На оговоренный срок стенд должны украсить лепестками от всех членов семьи, относящиеся как к наиболее ценимым качествам характера ребёнка, так и к его добрым делам и достижениям, которые тот сделал в конкретный день. Ребёнок и сам может что-то добавить к комментариям родственников.

Если в семье несколько детей, то и для них нужно сделать подобный же «звёздный» стенд, но только вывешивать их следует по очереди, чтобы каждый ребёнок в свой «период славы» мог чувствовать свою уникальность и исключительность, сполна получая внимание близких в рамках этой игры. Когда срок действия стенда закончится, то ребёнок может забрать его себе на память и при желании повесить в своей комнате.

Копилка достижений

Эта отличная игра может и должна перерасти в привычку ребёнка замечать и ценить свои ежедневные маленькие победы. Если систематически пользоваться таким приёмом, то можно реально добиться глобальной цели – поднять самооценку ребёнка. Позднее можно упростить игру – ввести устное обсуждение ежедневных «подвигов» ребёнка.

Нужно подыскать подходящую большую банку или картонную коробку и вместе с ребёнком оформить её так, как он сам представляет вид копилки личных достижений. Он может пожелать нарисовать на ней предметы, по смыслу связанные с понятием «успеха», или ограничиться красивыми узорами. Кроме того, для игры понадобятся небольшие листки бумаги.

После этого нужно договориться с ребёнком, что после возвращения домой он должен припомнить какие-то свои успешные действия за прошедшее время и записать (нарисовать) их на листочке. «Подвиги» могут быть самыми разными: получился красивый рисунок на тему «весна», угодил бабушке подарком, хорошо выступил на утреннике. Эти листочки ребёнок должен собирать в копилке достижений. Для ребёнка важно, даже в неудачный день найти что-то положительное, что ему удалось. По мере наполнения копилки ребёнок будет преисполняться гордостью, уверенность в своих силах будет расти. Но для этого домочадцы должны выказывать полное уважение к его достижениям, не допуская пренебрежительности и снисходительности.

В моменты, когда ребёнку покажется, что перед ним возникли непреодолимые трудности или когда он критически начинает оценивать собственные способности, относить себя к неудачникам, ему можно будет обратиться к этой копилке. Она поможет ему вспомнить, что он уже справлялся ранее с преодолением трудностей и добивался успеха, благодаря чему он сможет настроить себя на позитивный лад.

Поначалу эту игру можно использовать для общего поднятия самооценки ребёнка, затем уже для повышения уверенности в своих силах в конкретных делах.

Закончи предложение

Родители и другие взрослые могут сколько угодно твердить ребёнку, какой он замечательный, но всё это будет иметь смысл только тогда, когда он сам согласится с их словами и с тем, что у него есть и некоторые достоинства, и вообще, он заслуживает уважения. С помощью предлагаемой игры как раз можно убедиться, принял ли уже ребёнок увещевания взрослых, и отразилось ли это на его отношении к самому себе.

В этой игре используется мяч. Вначале взрослый должен объяснить ребёнку, что когда он будет кидать ему мяч, то одновременно произнесёт начало какой-нибудь фразы. Ребёнок, поймав мяч, должен кинуть его обратно и продолжить фразу самым произвольным образом, но чтобы она сохранила смысл. Все фразы будут относиться к нему. При этом взрослый может несколько раз использовать одни и те же начальные части фраз, а вот ребёнку придётся придумывать каждый раз новые окончания. После этого начинается игра, во время которой взрослый произносит что-то вроде «Я могу…», «Я умею…», «Я хочу научиться…», «Я сделаю…», «У меня получается…». Каждое из подобных начал предложений нужно повторять по несколько раз, благодаря этому у ребёнка отложится в подсознании, что он многим уже владеет, хотя над многим просто не задумывался – значит, он раньше смог этому научиться.

ИГРЫ НА СНЯТИЕ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.

Драка

Эта игра поможет ребенку расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук, а также снять эмоциональное напряжение и частично выразить агрессию, которую тревожные дети стараются никогда не выплескивать.

Помогите ребенку представить такую ситуацию. Они с другом поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должен почувствовать ваш ребенок, сильно сжав зубы). От волнения перед дракой ребенок даже дыхание затаил (попросите его в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил, как тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился (пусть ваш ребенок сделает то же самое). Вот теперь все вопросы можно решать спокойно.

Примечание. Как вы, наверное, уже догадались, эту игру полезно использовать не только с тревожными, но и с агрессивными детьми. Для них здесь есть важный коррекционный момент: радость расслабления (физическая и эмоциональная) связывается с решением не драться, а решать конфликты мирным путем.

Рот на замок

Это упражнение поможет ребенку научиться расслаблять губы и нижнюю челюсть, изображая, как выглядит в действительности образное выражение “Рот на замок!”.

Пусть ребенок сильно сожмет губы. Теперь, не отпуская, подожмет их так, чтобы они совсем не были видны. Так нужно продержаться несколько секунд, радуя родителей тишиной, а затем можно расслабить губы. Подчеркните для ребенка, что теперь его губы стали снова мягкими и ненапряженными.

Примечание. Эту игру желательно повторить несколько раз для большего эффекта. Чтобы ребенку не стало скучно, можно чередовать ее с аналогичной игрой “Слон”, когда мальчик или девочка вытягивают губы вперед трубочкой, изображая хобот слона, а затем расслабляют их.

Воздушный шарик

Данная игра поможет научиться расслаблять мышцы живота. Для начала

вспомните с ребенком, когда вы в последний раз надували воздушные шары. Как меняется шарик по мере поступления воздуха? Конечно, он увеличивается в размере и напрягается, стенки его становится непросто продавить пальцем. Теперь пусть ребенок представит себя таким воздушным шаром. Нужно сделать очень глубокий вдох и затаить дыхание. Попросите игрока положить руку на живот и почувствовать, стал ли он круглым и напряженным. Если стал, то можно выдохнуть и ощутить, как приятно, когда живот расслаблен. Повторите игру еще три-пять раз: напряжение на вдохе, задержка на несколько секунд, выдох и расслабление.

Примечание. Обратите внимание на то, чтобы напрягался именно живот, проследите за плечами ребенка – они не должны подниматься. Второй важный момент – выдох должен быть сделан без усилия, воздух сам выйдет, если перестать напрягать живот.
ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ И СПОКОЙСТВИЕ.

Портрет смелого человека.

Задача этой игры – не помочь ребенку осознать свои недостатки, а, скорее, осознать свой идеал и сделать его более реальным и достижимым.

Итак, попросите сына или дочь представить себе смелого человека. Как он выглядит? Как ходит? Как общается с другими людьми? Как поступает в сложных ситуациях? Когда картинка возникнет в фантазии, попросите отразить ее на листе бумаги. Обсудите полученный рисунок. Пусть ребенок даст имя нарисованному смелому человеку. Дальше спросите, бывают ли у этого, предположим, Никиты тревоги или страхи? Скорее всего, вы получите отрицательный ответ, ведь нарисован очень смелый человек, сродни супергерою-победителю. Тогда задайте наводящие вопросы, которые должны привести ребенка к выводу, что не бывает людей, которые ничего не боятся. А смелый человек – это тот, кто может справиться со своей тревогой и страхами. Чтобы дети пришли к такому умозаключению, им стоит ответить на вопросы типа: “А у Никиты есть близкие? Разве он не боится, что с ними могут произойти какие-то неприятности? Если Никита – живой человек, то наверняка он бывает уставшим или больным. Может ли он в эти минуты быть таким же смелым? Не сомневается ли он, что сейчас может не справиться с трудностями?” и т. п.

То есть ваша задача в данной игре – максимально “очеловечить” образ нарисованного смельчака, сделать его доступнее для ребенка. Поэтому помимо вопросов о чертах характера типа храбрости можно интересоваться любимыми блюдами смелого человека и тем, как он любит проводить свободное время, с кем дружит и т. д.

Когда вы почувствуете, что образ стал реальнее, можно предложить ребенку неожиданный для него вопрос: “А чем ты схож с этим смелым человеком?” В случае затруднения с ответом помогите ребенку сами, сравнивая услышанное с тем, что вы знаете о своем сыне или дочери, а также с проявлениями смелости, которые были в его жизни.

Примечание. Чтобы совсем сблизиться со своим недостижимым идеалом, можно предложить мальчику или девочке побеседовать с этим человеком. Говорить за обоих будет сам ребенок, сидя то на своем стуле (когда отвечает за себя), то пересаживаясь на пустой стул (когда должен отвечать Смелый человек).

Покажи того, кого боишься.

У тревожных детей нередки ситуации, когда они начинают больше беспокоиться, если рядом находится определенный человек или животное. При этом они не то, чтобы их боятся, а, скорее, чувствуют смутные опасения и дискомфорт. Их отрицательные эмоции могут являться следствием неопределенности, неизвестности и непонятности этих существ и их внутреннего мира. Чтобы они перестали быть такими чужими и пугающими, вы можете воспользоваться этой игрой.

Расспросите ребенка, в какой ситуации он почти всегда ощущает себя неспокойно. Например, вы услышали следующее: хотя учитель никогда не вел себя грубо по отношению к нему, он все равно сильно волнуется, когда отвечает у доски или остается один на один с педагогом.

Предложите ребенку разыграть такую сценку. Пусть он выберет игрушку, которая будет играть его роль. Сам же он должен перевоплотиться в воспитателя (учителя) и начать типичные для ситуации разговоры или действия. Когда наступает очередь «ребенка» (игрушки) отвечать, то ребенок должен озвучить игрушку, взяв ее в руки и двигая в соответствии со сценарием.

Сценка может длиться столько, сколько хочется юному режиссеру-исполнителю. Если же, напротив, вы видите, что действие зашло в тупик, то можете сыграть экспромтом за других персонажей, например за воспитателя или друга. Главное – своими действиями поддержать игру, возможно, придать ей более глубокий смысл.

После окончания “премьеры” побеседуйте с ребенком. Узнайте, как он чувствовал себя в роли воспитателя. Чего он хотел от «ребенка»? Что радовало педагога, что огорчало? Боялся ли чего-нибудь сам педагог? Такой взгляд из “тыла врага” поможет ребенку увидеть ситуацию по-другому и осознать, как это ни банально, что “учителя – тоже люди”. Если удастся вызвать у ребенка сочувствие учителю и желание ему помочь, то это будет просто замечательно и для самого тревожного ребенка, и для его отношений с педагогом.

Примечание. Дети часто предлагают и своим близким сыграть какую-нибудь роль в игре. Не отказывайте им в таких просьбах. Игра от этого только выиграет, так как вы сможете влиять на ее ход. Возьмите на себя роль ученика в вышеописанном сюжете. И тревожьтесь в этой роли изо всех сил! Так ребенок сможет со стороны увидеть нелепость таких волнений и узнает, что чувствует педагог, когда перед ним такой школьник.

Конкурс уверенности.

Спросите у вашего ребенка, какие конкурсы он знает. Конечно, их великое множество. Если приложите усилия, то вместе вы вспомните конкурс на лучший анекдот, спортивные достижения, на самый загадочный фокус, на лучшее музыкальное исполнение и т. д. Кроме них в вашей памяти наверняка всплывет конкурс красоты. Это помпезный праздник с жюри и даже телезрителями.

Девушки, претендующие на титул “Мисс Россия”, должны быть не только красивы, но умны, уверены в себе и прочее. Вообще, уверенность – важное качество, помогающее победить в любом соревновании – физическом или интеллектуальном.

Поэтому давайте устроим конкурс уверенности.

Предложите ребенку пофантазировать, как бы проходил этот конкурс? Какие в нем были бы задания? Кого он пригласил бы в жюри? Как должен был бы вести себя человек, чтобы выйти в финал? Послушайте эти ответы и попробуйте проанализировать, какой образ уверенных действий сложился в голове у вашего ребенка.

Теперь разыграйте небольшие эпизоды, которые могли бы показывать по телевизору. Например, пусть ребенок изобразит, как выступал человек, который первым покинул сцену, то есть самый неуверенный в себе. Побудьте ведущим и задайте любой вопрос такому участнику. А ребенок должен постараться так на него ответить и так при этом двигаться и жестикулировать, чтобы создать максимально яркий образ. Следующая сценка станет полной противоположностью.

В ней ребенок постарается отвечать на вопросы так, как это делал Мистер или Мисс Уверенность.

Примечание. Если у ребенка неплохо получается роль Мисс (или Мистера) Уверенность, то на этой триумфальной ноте можно закончить игру, попросив новую звезду сфотографироваться на память и вручив почетный приз. Если же вы видите, что такой участник явно не дошел бы до финала, то обсудите с ребенком, как ведет себя уверенный человек, а еще лучше попросите ребенка “подержать камеру”, а сами забирайтесь на сцену и продемонстрируйте ему эталон уверенности. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • контент
  • спас-экстрим
  • дети онлайн
  • минобрнауки и высшего обр
  • фскн россии
  • право
  • акиац
  • барнаул
  • тел доверия полиции
  • элуслобр
  • надзор обр
  • уполномправа реб
  • сервер гв
  • госуслуги
  • инфосистемы
  • мои документы
  • минпросв
  • Министерство образования и науки Алт
  • нокро
  • профсоюз
  • осовак
  • пнпо
  • развитие детства
  • горлин
Wordpress snowstorm powered by nksnow