Развивать мелкую моторику можно и нужно с самого детства. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики является важной частью подготовки к школе.
Родители, которые уделяют должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики, решают две задачи – во-первых, способствуют росту общего интеллектуального развития ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма. При наличии дефектов звукопроизношения, эти же задания будут способствовать исправлению.
Только регулярные занятия принесут эффект. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить мелкую моторику?
- Наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;
- Цветные клубочки ниток для перематывания;
- Деревянные игрушки (содрать матрешку, сложить из кубиков дом и т.п.);
- Мозаика по возрастающей сложности;
- Нанизывание бус, бисера, пуговиц;
- Наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
- Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;
- Пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
- Лепка из пластилина;
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;
- Игры с конструктором (закручивать шурупы, гайки);
- Рисовать, раскрашивать, штриховать;
- Резать ножницами (симметричное вырезывание, аппликация).
Многие упражнения можно применять и в домашних условиях. Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: шитье, вязание, вышивка. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости. Если мамы и бабушки уделяют внимание ребенку и знакомят его с видами рукоделия, учат вязать и т.д., ребенок покажет лучшие результаты в учебе.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются « пальчиковые игры». В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрация внимания на одном виде деятельности, дается возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.