МБДОУ "Детский сад № 234"

ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА

Комплекс упражнений под названием «Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и прост в исполнении. Он состоит из упражнений, каждое из которых направлено на восстановление, активацию, тренировку различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно влияет на способности к обучению. Все упражнения разделены на 4 группы, применение которых направлено на развитие трех видов сенсомоторных навыков:

Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате человек может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и от частного к целому, легко пересекать срединную линию тела, что является необходимым требованием для свободного чтения, письма и множества других навыков.

Вторая группа – это упражнения энергетизирующие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.

Третья группа – растягивающие упражнения. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. Таким образом, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле.

Четвертая группа – упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому.

УПРАЖНЕНИЯ ИЗ КОМПЛЕКСА «ГИМНАСТИКА МОЗГА», КОТОРЫЕ МОЖНО ВЫПОЛНЯТЬ С ДЕТЬМИ 4 – 7 ЛЕТ.

Упражнения движения, пересекающие среднюю линию тела Данные упражнения помогают использовать оба полушария гармонично, что способствуют улучшению координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, способствуют улучшению слуха и зрения, обеспечивают прилив жизненных сил. Они так же улучшают навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и понимания.

1. Упражнение «Перекрестные шаги» Ребенок стоит прямо, голова находится по средней линии тела. Одновременно поднимает правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтем руки левого колена. Затем, возвращается к исходной позиции и поднимает левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до противоположного колена. Повторяет эти движения в течение минуты, как при ритмичной ходьбе. Голова остается на месте.

2. Упражнение «Ленивая восьмерка» Ребенок рисует большим пальцем вытянутой руки знак бесконечности на уровне глаз. Движение влево – вверх, против часовой стрелки 3 раза, затем, то же самое другой рукой. Ребенок повторяет всё упражнение правой и левой рукой ещё 3 раза. После этого, соединяет ладони «в замок» (при этом большие пальцы окажутся перекрещенными) и выполняет упражнение ещё 3 раза.

3. Упражнение «Двойной рисунок» Ребенок берет в каждую руку карандаш или ручку. Двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу; вверх-вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой – вниз, и наоборот; разводя в разные стороны.

Упражнения, повышающие энергию тела. Данные упражнения улучшают внимание, способствуют более полному восприятию информации.

1. Упражнение «Энергетическая зевота» Ребенок, изображая зевание, плотно закрывает глаза и массирует зоны, где соединяются челюсти (в районе нижних и верхних коренных зубов). Массаж сопровождается глубоким расслабляющим звуком зевания в течении 1 -2 минут

2. Упражнение «Кнопки мозга» Правая рука ребенка на пупке, левая – на нижнем основании ключицы по правую сторону от грудины. Массирует левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторяет то же, переменив руки.

3. Упражнение «Кнопки Земли» Ребенок прикасается двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой – к верхнему краю лобовой кости. Держит руки на точках, делая глубокий вдох и выдох.

 Упражнения, растягивающие мышцы тела Данные упражнения направлены на улучшение внимания, моторной координации для письменной работы, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способности выражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах.

1. Упражнение «Сова» Ребенок плотно сжимает мышцы правого плеча левой рукой. Поворот головы назад через плечо. Глубокий вдох и разворачивает плечи. Смотрит через левое плечо и распрямляет плечи. Опускает подбородок на грудь, делает глубокий вдох, расслабляя мышцы. Повторяет то же самое, схватив левое плечо правой рукой.

2. Упражнение «Заземлитель» Ребенок, стоя свободно, разводит ноги в стороны. Правую ступню направляет вправо, а левую – прямо вперед. Выдох, сгибает правое колено; вдох – выпрямляет правое колено. Во время упражнения плотно прижимает руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Повторяет упражнение трижды, а потом выполняет его, сменив ногу.

Упражнения, углубляющие позитивное отношение, поднимающие настроение Данные упражнения повышают способность к организованной деятельности, активизирует работу памяти, учебных навыков. Снимают стресс перед контрольными работами, спортивными соревнованиями, публичными выступлениями и помогают при чтении вслух.

1. Упражнение «Позитивные точки» Ребенок прикасается легко кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос. Использует легкое давление, чтобы немного натянуть кожу. Держит примерно минуту до легкой пульсации под пальцами.

2. Упражнение «Шляпа мышления» Ребенок массирует мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растирает уши руками. 

3. Упражнение «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

4. Упражнение «Крюки» Упражнение состоит из двух частей. Показ ребенку. Первая часть: скрестите лодыжки. Вытяните вперёд руки, поверните ладони тыльной стороной друг к другу, и скрестите запястья, ладони при этом соединяются. Теперь переплетите пальцы обеих рук и притяните «замок» к грудине (при этом вы делаете движение, когда сплетённые кисти описывают полукруг через низ и переворачиваются костяшками пальцев вверх, когда приближаются к грудине). Оставайтесь в этом положении около минуты, дышите медленно и глубоко, глаза можно закрыть. Когда делаете вдох, касайтесь твёрдого нёба кончиком языка, и расслабляйте язык на выдохе. Вторая часть: когда вы закончили первую часть упражнения и готовы приступить ко второй, расплетите «замок» и соедините их кончики пальцев снова перед грудиной. Продолжайте глубоко дышать и поднимать кончик языка к твёрдому нёбу при вдохе. В результате систематического выполнения упражнений у детей улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повысилась способность к произвольному контролю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • контент
  • спас-экстрим
  • дети онлайн
  • минобрнауки и высшего обр
  • фскн россии
  • право
  • акиац
  • барнаул
  • тел доверия полиции
  • элуслобр
  • надзор обр
  • уполномправа реб
  • сервер гв
  • госуслуги
  • инфосистемы
  • мои документы
  • минпросв
  • Министерство образования и науки Алт
  • нокро
  • профсоюз
  • осовак
  • пнпо
  • развитие детства
  • горлин
Wordpress snowstorm powered by nksnow