Воспитатели:
Колесникова Ю.А
Кожевникова Е.П.
С помощью похвалы мы подбадриваем ребенка, вселяем в него уверенность в своих силах, подталкиваем на хорошие поступки. Однако многие родители замечали, что в какой-то момент ребенок становится слишком зависимым от похвалы или, наоборот, перестает на нее реагировать. Как же найти золотую середину, как правильно и за что хвалить ребенка, чтобы не захвалить?
- ХВАЛИМ САМОГО РЕБЕНКА. Многие психологи советуют не хвалить просто так, а только за хорошие поступки. Но при таком подходе ребенок будет считать, что родители любят его только за определенные дела. Дети, к сожалению, будут думать, что они не любимы, не хороши и не умны, и станут зависимыми от чужого мнения. Они будут бояться, что если сделают что-то не так, то сразу потеряют «последнюю родительскую любовь». Так что почаще говорите ребенку, какой он замечательный и как вы рады, что он у вас есть.
- ХВАЛИМ, НО НЕ ЗАХВАЛИВАЕМ, Если ребенок с рождения привык к восторженному отношению к себе, то, оказавшись в большом мире, он может испытать большое разочарование – там его не ждет подобное обожание. «Перехваленному» малышу уже трудно обходится без хвалебных речей. Он станет всеми силами добиваться того, чтобы его оценили. Либо наоборот, избыток похвал приестся и надоест. Тогда малыш может начать действовать «назло», чтобы добиться другого отношения к себе.
- СНАЧАЛА БЫЛА ПОХВАЛА, Нам более привычно хвалитьребенка, когда уже виден результат работы. Но если ребенка зарядить положительными эмоциями и энергией именно в начале «пути», то ваша вера в его возможности поможет малышу свернуть горы! Сделайте небольшой комплимент: «Ты вчера так хорошо убрал все игрушки, у тебя и сегодня все получится». И не стоит хвалить ребенка, когда он увлечен своим делом, лучше поддержать, когда дело «застопорилось».
- ОДОБРЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ И ПОСТУПКОВ. Конечно, когда малыш что-то делает, прикладывая усилия, он достоин одобрения. Но в данном случае хвалить надо не ребенка, а поступок, причем так, чтобы малыш сам смог сделать выводы о своем деле: «ты сегодня сам смог одеться! Поздравляю!». Для ребенка это будет значить: «Я постарался, и у меня все получилось!» Если вы скажете: «Молодец! Ты уже большой!» – вы дадите оценку не действиям, а самому ребенку. Чувствуете разницу? Таким образом, ребенок получит необходимую ему эмоциональную оценку, но не будет зависимости от чьего-либо мнения.
- НЕ АКЦЕНТИРУЕМ НА ОШИБКАХ РЕБЕНКА, Ведь на ошибках дети учатся искать и принимать решения. Намного действеннее похвалить то, что получилось, тактично промолчать о промашках. Если ребенок нарисовал несколько мячиков, выберите наиболее удавшиеся и похвалите: «Мне понравилось, как ты нарисовал эти два мячика, они такие круглые и ровные».
- СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ. Ставя своему ребенку в пример «хорошего» соседского мальчика, а еще хуже родного брата или сестру, мы «сталкиваем детей лбами». Ругая одного и хваля другого, мы угнетаем и загоняем в угол первого и превозносим и эгоцентрируем второго. Призывая «брать пример», мы вызываем в ребенке негативизм и воспитываем ревность, зависть и обидчивость.
ПОХВАЛА НУЖНА ВСЕМ: И ДЕТЯМ, И ВЗРОСЛЫМ. БУДЬТЕ ИСКРЕННИМИ В ВЫРАЖЕНИИ СВОИХ ЧУВСТВ, НЕ БОЙТЕСЬ ЛИШНИЙ РАЗ УЛЫБНУТЬСЯ, ОБНЯТЬ, ПОДБОДРИТЬ И СКАЗАТЬ ТЕПЛЫЕ СЛОВА.