Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.
Если Вы хотите помочь своему ребенку овладеть правильным звукопроизношением, овладеть голосом, необходимо, прежде всего, научить его правильно дышать: и та, и другая функции выполняются одними и теми же органами.
Какие трудности возникают у ребенка в процессе говорения?
Как показывает опыт, маленькие дети, зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а также сформировать сильный, плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.
Выполняя задания на развитие речевого дыхания, нужно соблюдать некоторые правила:
- Выполнять упражнения ежедневно, только тогда будет толк в занятиях.
- Постепенно увеличивать время проведения занятий от 1-2 минут до 5-10 минут.
- Лучше делать упражнения на свежем воздухе (особенно летом). Если нет такой возможности – озаботьтесь проветриванием помещения.
- Дыхательные упражнения очень утомительные и могут вызвать даже головокружение, поэтому давайте отдохнуть ребёнку, не перегружайте его, чередуйте с другими видами деятельности.
- Игры и упражнения, которые помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
Игры на развитие речевого дыхания:
- Снежинки.
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры:Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
– Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давай подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, ребенок повторяет. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
- Перышко, лети!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз.
Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть
нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
- Свистульки.
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.
Ход игры: перед началом игры следует подготовить свистульки.
– Посмотри, какие красивые у вас игрушки-свистульки!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы ребенок дул, не напрягаясь, не переутомлялись.