Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский.
Для развития тактильных ощущений в речевой группе детского сада универсальной вещью служит сенсорная коробка. Попробуем разобраться, что это?
Сенсорная коробка — это такая емкость, наполненная всякого рода тактильным материалом, которая служит для многих тематических игр и является хорошим тематическим полем для более детального раскрытия лексических тем в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ. Сенсорная коробка очень экономична и проста в изготовлении. Для ее наполнения можно использовать: разнообразные крупы (рис, манка, пшено и тд.), природные материалы (шишки, желуди, орехи, ягоды рябины или шиповника, камни, ракушки…), песок, гальку, нарезанную на полоски бумагу, ватные шарики и тд.
В процессе манипуляции с предметами в сенсорной коробке (пересыпания, перекладывания, закапывания-откапывания, исследования) развивается мелкая моторика пальцев рук, координация движений, воображение, внимание, память, мышление, терпение, усидчивость и конечно речь. За счет проговаривания своих действий у ребенка расширяется словарный запас и развивается связная речь. Новые тактильные ощущения позволяют детям практически пережить те или иные действия и выразить их в словесной форме (камень гладкий, орех шершавый, желудь скользкий, кора дерева шероховатая…).
Кроме того, предметы можно пересчитывать, группировать, сортировать, измерять и взвешивать. С детьми подготовительной группы можно даже разыграть в сенсорной коробке театрализованное представление, сюжет из пройденного произведения или из реальной жизни, например: жизнь животных в лесу, на северном полюсе, южных странах…
Важным фактором при организации игр с детьми в сенсорной коробке является — безопасность. Все игры и манипуляции должны проходить под руководством взрослого (воспитателя, учителя-логопеда, родителей). Воспитатель должен принимать непосредственное участие в игровых действиях. Как показывает практика, дети очень любят подобного рода упражнения. Такие игры необычны, интересны, несут в себе большую развивающую функцию, дают детям ощущение новизны и при этом не требуют больших усилий для ее организации в условиях детского сада или дома. Необходимо только своевременно менять наполняемость в соответствии с изучаемой темой и следить за состоянием наполняемого материала.