С 15 ноября по 23 ноября в группе прошёл проект «Чистота – залог здоровья».
Тип проекта: Познавательный, творческо – информационный.
Участники: дети, воспитатель, родители.
Период выполнения проекта: краткосрочный.
Актуальность: Казалось бы, что данная тема проста и уже неактуальна для воспитанников 5-6лет. Обычно к этому возрасту у дошкольников сформированы основные культурно-гигиенические навыки, представления о необходимости соблюдать правила гигиены. Однако, на вопросы что такое чистота, гигиена, почему так важно соблюдать правила личной гигиены, были получены стандартные, поверхностные ответы. Поскольку тема эта, действительно, для детей не новая, для того, чтобы поддержать к ней интерес, дать прочные знания, которые смогли бы войти в ежедневную практику, необходимо продумать подачу материала, сделать его интересным и познавательным. Метод проекта отвечает данным требованиям в большей степени.
Цель: Формирование культурно – гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование художественной литературы в разных видах деятельности.
Задачи: воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными, опрятными, веселыми, дружелюбными;
развивать связную речь; прививать навыки здорового образа жизни;
дать представления о правилах личной гигиены; дать представление о значимости чистоты для здоровья человека.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков (пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются полотенцем после умывания, вешают полотенце на место).
• Расширение опыта детей в плане поддержания чистоты в окружающей среде (игрушки в группе, личная кабинка, стульчик с одеждой, прогулочная территория)
• Умение замечать и устранять имеющиеся недостатки.
Разработка плана деятельности по достижению цели:
1этап – подготовительный:
- Диагностический – или «Что мы знаем» и «Что мы хотим узнать»
– выявление первоначальных знаний детей о правилах личной гигиены, средствах ухода, уровня применения знаний на практике (см. таблицу ниже)
Вопросы | Ответы детей |
Что такое личная гигиена | чистота, порядок, чистота тела |
Назовите средства личной гигиены | ванна, вода, мыло не знаю |
Сколько раз в день нужно мыть руки | 3, 5
не связывают количество с ситуациями, обстоятельствами |
Всегда ли у тебя есть носовой платок | Почти у всех есть, но тканевые платки, |
Какие платки лучше бумажные или тканевые | Из ткани |
Есть ли у тебя личная расческа | есть у всех |
Чистишь ли ты зубы
Сколько раз в день |
чистят все, но, в основном, утром
|
Как ты думаешь, нужно ли менять щетку, если она тебе кажется еще не старой | Нет
« когда она растреплется» |
Назови 3 самых любимых продукта или блюда | мороженое, суши, пельмени, сосиски |
Назови 3 самых полезных для здоровья продукта или блюда | Творог, сметана, молоко, брокколи
|
« Что мы хотим узнать»: Что такое личная гигиена?
Почему нельзя делиться средствами личной гигиены?
Как часто нужно менять зубную щетку и почему?
Почему нельзя сказать, сколько раз в день нужно мыть руки?
Чем бумажные платки лучше носовых платков их ткани?
Что полезно для зубов, а каких продуктов «боятся» наши зубы?
- Создание папки – раскладушки для родителей «Чистота – залог здоровья».
- Консультация для родителей «Как приучить ребёнка к чистоте», «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников»; «Как научить ребёнка заботиться о зубах».
- Организация творческой выставки «Микробы вокруг нас».
2 этап – основной
- Беседы с детьми на темы: «Чистота – залог здоровья», «Кто такие микробы», «Грязные руки – хорошо или плохо?»; Беседа об опрятном внешнем виде: «Учимся причесываться». Напомнить, что пользоваться необходимо только своей расчёской. Экскурсия в медицинский кабинет и в прачку.
2.Чтение художественной литературы: Г.Остер «Петька-микроб», А.Барто «Девочка чумазая»; К.Чуковский «Мойдодыр», В.Коростылев «Королева зубная щетка»; И.Муравейка «Я сама»; М.Котин «Пугалки»; Ю.Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу».
- Художественно – эстетическое развитие – рисование «Микроб – ужасно вредное животное».
3 этап – заключительный
- Итоговая беседа с воспитанниками или « Что мы узнали, запомнили и чему научились»
Вопросы | Ответы детей |
Что такое личная гигиена | -чистота тела, лица, одежды |
Назовите средства личной гигиены | мыло-расческа, мочалка, зубная щетка |
Сколько раз в день нужно мыть руки | перечисляли ситуации, при которых необходимо было помыть руки, а не называли конкретное число |
Всегда ли у тебя есть носовой платок | Платки есть у всех, но, не всегда родители покупают бумажные одноразовые, предпочитая тканевые |
Какие платки лучше бумажные или тканевые | Одноразовые, бумажные |
Есть ли у тебя личная расческа | есть у всех |
Чистишь ли ты зубы
Сколько раз в день |
Чистят все, 2 раза в день, некоторые « один» ( мама не напоминает) |
Как ты думаешь, нужно ли менять щетку, если она тебе кажется еще не старой | Зимой, летом, весной и осенью, а еще, если ты болел надо попросить родителей купить новую щетку |
Назови 3 самых любимых продукта или блюда | фрукты, творожная запеканка, котлеты |
Назови 3 самых полезных для здоровья продукта или блюда | рыба, яблоки, сыр, кефир; некоторые добавляли – пища должна быть теплая, это хорошо для зубов |
- Фотоотчет о проведении проекта, размещение на сайте доу.
Реализация проекта «Чистота – залог здоровья»
В одной стране когда-то жил-был один король.
Имел он много злата, но был совсем больной.
Он очень мало двигался и очень много ел.
И каждый день, и каждый час. Все больше он толстел.
Одышка и мигрени измучили его.
Плохое настроение типично для него.
Он раздражен, капризен – не знает почему.
Здоровый образ жизни был незнаком ему.
Росли у него детки. Придворный эскулап
Микстурами, таблетками закармливать их рад.
Больными были детки и слушали его.
И повторяли детство папаши своего.
Волшебник Валеолог явился во дворец.
И потому счастливый у сказки сей конец.
Волшебник Валеолог сказал: «Долой врача!»
Вам просто не хватает прыгучего мяча.
Вам надо больше двигаться,
В походы, в лес ходить.
И меньше нужно времени,
В столовой проводить.
Вы подружитесь с солнцем,
Со свежим воздухом, водой.
Отступят все болезни, промчатся стороной.
Несите людям радость, добро и сердца свет.
И будете здоровы вы много-много лет.
Проект приурочен к всемирному дню мытья рук, который проводится 15 октября.
Беседа «Кто такие микробы»
Наблюдение за микробами (плесень на испорченном хлебе)
Экскурсия в медицинский кабинет
Экскурсия в прачечную
Рисование «Микроб – ужасно вредное животное»
Выставка творческих работ «Микробы среди нас»
Сюжетно – ролевая игра «Больница»
Работа с родителями:
Папки – ширмы, памятки, консультативный материал
Всего дороже чистота, в ее естественном обличье,
Как родниковая вода, которой не бывает чище.
Где чистота – там доброта, они как лучшие подруги,
Не бросят своего поста, взаимозаменив друг друга.
Спасибо за внимание!