Впрочем, не только Моцарта и не только от заикания. О лечебном воздействии музыки знали ещё древние. Пифагор, который больше известен нам как математик, сказал своё слово и в античной медицине. «Смешивая различные мелодии, как лекарства, – свидетельствует его современник, – он приводил к противоположному состоянию страсть, неуёмную ревность, раздражение, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели».
Об этом не забыли и сегодня. В аптеках Китая, Индии и Японии продаются музыкальные альбомы (диски и кассеты), которые, в буквальном смысле слова, лечат. Они так и называются: «Заикание», «Бессонница», «Нервы», «Почки», «Печень» и т. п. На этих кассетах собраны отрывки из произведений различных композиторов, прослушивание которых позволяет излечить те или иные заболевания.
При помощи длительных экспериментов учёные установили, что правильно подобранные мелодии оказывают сильное терапевтическое воздействие. Например, романтическая музыка Шумана, Шуберта, Шопена, Чайковского снимает стресс, нервное напряжение. Медленная музыка Баха, Генделя, Вивальди создаёт ощущение уверенности в своих силах, безопасности.
Идею Пифагора (слушание музыки – лечит) воплотил в жизнь французский врач – отоларинголог Альфред Томатис. По мнению Томатиса, особо сильное целительное воздействие на человека оказывает музыка Амадея Моцарта.
Вот удивительная история французского актёра Жерара Депардье. Жерар родился в 1947 году в бедной семье. Отец, по профессии жестянщик, не мог найти работу и проводил время в тавернах. Мать от отчаяния стала нервной и раздражительной. Тяжёлые отношения в семье, скорее всего, и стали причиной того, что маленький Жерар сильно заикался. В результате он бросил школу, связался с дурной компанией, занимавшейся кражами, неоднократно задерживался полицией. Неизвестно, как бы сложилась жизнь Депардье, если бы однажды он не приехал в Париж, в гости к своему другу, который учился на актёрских курсах. Однажды юный Жерар посетил вместе с другом занятия на курсах, которые вёл известный французский актёр Жан Коше. Эксцентричный Коше предложил Жерару принять участие в пантомиме и сумел разглядеть в юноше актёрский талант. Именно Жан Коше посоветовал Жерару обратиться к доктору Томатису.
– Я помогу Вам, – сказал врач. И назначил совершенно необычное лечение. – Приходите ко мне ежедневно и слушайте музыку Моцарта. В это трудно поверить, но уже через несколько таких «сеансов» Депардье почувствовал себя лучше. Появился аппетит. Улучшился сон. А главное, всё более уходило заикание и косноязычие. После трёхнедельного курса заикание ушло окончательно, а Моцарт стал любимым композитором великого актёра. «До Томатиса, – вспоминает актёр, – я не мог довести до конца ни одного предложения. Этот врач вернул меня к жизни».
Почему именно Моцарт? Точно ответить на этот вопрос невозможно. Впрочем, в жизни есть много труднообъяснимого. Вот лишь некоторые соображения. Значительная часть музыки гениального композитора написана в совсем юном возрасте и, может быть, поэтому близка детям. Музыка Моцарта ясна и понятна, она соответствует жизненно важному правилу золотой середины: «не слишком». Не слишком быстрая и не слишком медленная, не слишком взволнованная и не слишком спокойная, не слишком громкая и не слишком тихая. Возможно, что музыка Моцарта, выражаясь научным языком, поможет ребёнку восстановить энергетический баланс. Как говорил Пифагор, «привести страсти к равновесию».
Удивительная сила музыки
Врач – педиатр, доктор медицинских наук М.Г. Лазарев в начале 80 – х годов прошлого века сделал открытие: ребёнок ещё в дородовый период положительно реагирует на классическую музыку. Метод Лазарева прост и доступен любой маме после 16 недель беременности, когда между мамой и будущим ребёнком устанавливается контакт и понимание. Достаточно несколько раз в день на 5 – 7 минут приложить к животу наушники, через которые самый юный слушатель будет получать удовольствие от тихой, мелодичной, лучше всего классической музыки.
Очевидно, что дети, которые слушают классическую музыку ещё до рождения, находясь в животе матери, лучше развиваются физически, более продвинуты интеллектуально, легче обучаемы.
А музыка лечит, поверьте, я знаю.
Она помогает излиться душе.
И льдинки, что в сердце застряли, все тают,
Смывая печаль, – её нет тут уже.
И ноты слетают со струн и витают,
Собой заполняя всю – всю пустоту.
И сердце так странно стучать начинает,
Как будто взлетает, увидев мечту…