Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются более глубокие чувства (любовь, ненависть и др.). Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми.
Проявлять эмоциональную отзывчивость дети нередко способны уже в младшем дошкольном возрасте. Вместе с тем родителям важно специально знакомить ребенка со своеобразным эмоциональным букварем, так как передать наши чувства другим, сделать их понятными можно с помощью не только слов, но и особого языка эмоций, столь необходимого в общении. Радость и грусть, гнев и обида — обо всем этом и о многом другом могут рассказать позы, жесты, мимика.
Важно научить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей. Для этого можно использовать знакомые сказки. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с помощью родителей смогут сопоставить их с собственным личным опытом. Это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях. Если младших дошкольников знакомят лишь с основными эмоциями (радость, грусть, страх) то в старшем дошкольном возрасте дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями. Детей старшего дошкольного возраста предлагается уже не только научить распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины; не только понимать настроение другого, но и принимать его позицию. Знакомя детей в этом возрасте с эмоциями, соответствующими праздничному настроению, целесообразно развивать у них понимание того, что хорошее настроение во многом зависит от отношения окружающих. В этом возрасте очень важно познакомить со словами, обозначающими такие эмоциональные
состояния, как спокойствие (мирно, безмятежно, доброжелательно, невозмутимо), гнев (грубо, яростно, сердито, свирепо, злобно), радость (празднично, бодряще, блестяще, ярко, лучисто). Это связано с тем, что порой даже взрослому трудно выразить словами свои переживания, — ведь у каждого человека они бесконечно многообразны.
Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Как обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников? Как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте?
Родители должны объяснять своим детям, как можно познакомиться с незнакомым сверстником, как самостоятельно устанавливать новые контакты (назвать свое имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика или девочку; завести разговор о своих любимых играх, занятиях, спросить о том, что любит собеседник, дать подержать свою игрушку, просто сказать: «Давай играть вместе» и т. д.).
Такое обучение нормам и правилам общения должны помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение.
Очень важно, чтобы родители помогли осознать своим детям, что общепринятые правила поведения в обществе (этикет) — это всего лишь внешняя сторона общения. За хорошими манерами скрываются полезные способы регуляции межличностных отношений: деликатность, чуткое и внимательное отношение к переживаниям другого.
Необходимо обучить детей умению давать оценку себе и другим, анализировать качества и поступки в разных ситуациях; предполагается обсудить с детьми такие качества, как правдивость — лживость, внимательность — равнодушие, смелость — трусость, щедрость — жадность и их роль в дружбе.
важнейшей стороной общения с окружающими людьми является положительное отношение к другому, способность к сочувствию и сопереживанию. Ребенок имеет право на свое мнение, чувства и желания, он, как и любой другой человек, уникален и не похож на остальных. Важно помочь ребенку осознать, что ему нравится, вызывает у него положительные эмоции.
Для формирования у ребенка образа «Я» важно, чтобы он осознавал свои предпочтения и вкусы. Для более глубокого понимания другого человека важно уметь распознавать его эмоциональные состояния — уметь читать мимику, жесты и т. д.