Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.
Активный ребенок:
– Большую часть дня “не
сидит на месте”, предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы,
конструкторы), но если его заинтересовать – может и книжку с мамой почитать, и
тот же пазл собрать.
– Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
– Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее
исключение.
– Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но
спокойный – в садике, в гостях у малознакомых людей.
– Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать
“коллеге по песочнице”, но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок:
– Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
– Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
– Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
– Ребенок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
– Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
Основные причины гиперактивности
Часто гиперактивность – это следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все “недоразумения” (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от “излишков” активности?
1. Создать
ему определенные условия жизни.
Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим
дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность
порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами – очень
эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то
пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад,
постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять
планы “по ходу дела”. Скажите себе: “Четкий распорядок дня”
и постарайтесь сами стать более организованными.
2. Воспользуйся такими
советами:
– Малыш не виноват, что он такой “живчик”, поэтому бесполезно его
ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы
добьетесь только одного – снижение самооценки у него, чувство вины, что он
“неправильный” и не может угодить маме с папой.
– Научить ребенка управлять собой – ваша первоочередная задача. Контролировать
свои эмоции ему помогут “агрессивные” игры. Негативные эмоции есть у
каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: “Хочешь
бить – бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)”. Можно
бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то
ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это
делать.
– В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной
мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать
вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в
различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к
разумному минимуму.
– Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело
до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно
распределять силы.
– Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным
количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным
скоплением людей.
– В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом
предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по
своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также
чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее
требовательными, постараться снизить нагрузку.
– “Движение – это жизнь”, недостаток физической активности может
стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную
потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
– Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую
травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое
отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с
учителем или родителями.
– Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в
котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу
больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании:
поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и
свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть – не
заставляйте его!
– Подготовьте своему непоседе “поле для маневров”: активные виды
спорта для него – просто панацея.
– Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если
вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним
(“Тебе интересно это, давай посмотрим…”), но после удовлетворения
интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его
до конца.
– Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним “рецепт”
обретения внутренней гармонии – это йога. Для кого-то больше подойдут другие
методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть:
арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.
– И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.