Внедрение принципиально новых подходов к ребенку требует во многом и новейших технологий. Такой инновацией, в частности, стала работа с песком (сендплей). Она взяла начало от древних детских игр с этим любимым материалом.
При организации игры с песком необходимо опираться на психотерапевтические рекомендации Карла Густава Юнга и его последователей, опыт коллег.
Передавая детям знания о песке, знакомим их с окружающим миром, развиваем у дошкольников желание познавать, экспериментировать.
Песок является прекрасным средством для развития и саморазвития детей, а игра с ним положительно влияет на их эмоциональное состояние.
Песок состоит из отдельных песчинок, которые символизируют индивидуальность человека, а песочная масса – жизнь во Вселенной.
Податливость песка дает каждому ребенку возможность почувствовать себя творцом. Ребенок создает сооружения из песка, любуется ими, играет, а затем разрушает, чтобы появилось что-то новое. Один сюжет сменяется другим, и так без конца. Кто-то может подумать: слишком все просто, но именно эта простота, естественные для человека действия таят в себе уникальную тайну: в сети нет ничего такого, что было бы окончательно разрушено – просто старое уступает новому. Много раз проживая это, ребенок достигает состояния душевного равновесия.
Не стоит также игнорировать коррекционно-развивающие ресурсы занятий с песком в работе с детьми, имеющими недостатки развития. В песочнице создаются дополнительные возможности для развития тактильной чувствительности, «мануального интеллекта» ребенка. Итак, имеем дополнительный эффект в решении традиционных учебных и развивающих задач: с одной стороны, значительно усиливается мотивация ребенка к учебной деятельности, с другой – интенсивнее и гармоничнее развиваются познавательные процессы.
Когда дети касаются песка, погружают в него руки, у них развиваются тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика. Кроме того, песок имеет удивительную способность «заземлять» негативную психическую энергию, поэтому является прекрасным психопрофилактические средством.
Мешкая в песке, реализуя свой замысел, малыш приобретает жизненный опыт, учится взаимодействовать со сверстниками, выражая свои мысли и поддерживая диалог, представляя свои сооружения, передавая собственные чувства. У него интенсивнее развиваются речь, познавательные процессы. Манипулирование с песком способствует развитию фантазии, образного мышления, отработке точности движений.
Метод сендплея (песочной игры) предоставляет неограниченные возможности для организации интегрированной деятельности дошкольников. Следовательно, нет ничего проще и доступнее, удобнее и разнообразнее, естественного и объемного, чем песочная игра.
Другими словами, использование песочницы на практике дает комплексный учебный, терапевтический и воспитательный эффекты.
Работу с песком можно органично вплетать в образовательно-воспитательный процесс, который способствует развитию творческого потенциала детей, дает возможность эффективно организовать коррекционную работу.
Средства реализации
Организация игр с песком требует создания специальной пространственной среды.
Для работы с песком понадобятся:
– Песочница (большая (140х100х8) для работы с подгруппой из 6-8 детей и небольшие (50х70х8) для индивидуальной работы или работы в парах)
– Песок;
– Вода;
– Набор миниатюрных фигурок;
– Природные материалы (камни, ракушки, шишки и т.д.);
Психологи рекомендуют, чтобы цвет песочнице сочетал в себе краски дерева, неба и воды. Эти цвета успокаивающе влияют на человека.
Наряду с песочницей следует разместить все необходимое для опытов, экспериментов: набор миниатюрных фигурок для обыгрывания зданий и сооружений из песка, природный материал и тому подобное.
Работа с песком имеет многовекторную направленность. Для примеров есть несколько направлений ее влияния.
Ожидаемые результаты
Формирование у детей ключевых составляющих жизненной компетентности:
– ценностное отношение к миру;
– вера в собственные возможности;
– базовые качества личности – самостоятельность, человечность, трудолюбие, наблюдательность, креативность
– развитость практических умений, творческих способностей;
Консультация для родителей «Песочные игры»
Уважаемые родители!
1. Игра с песком – одна из форм естественной деятельности детей.
Она доставляет удовольствие детям. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. При этом ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает у нее в сознании.
Создавая сама свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником, она не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладонью по песку и начни сначала.
Песочные игры не только интересные но и полезны.
Игра с песком эффективна в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, для детей с нарушением речи. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает более воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения.
Во-первых, развивается мелкая моторика пальцев рук при манипуляциях с мелкими предметами, фигурами, песком.
Во-вторых, развивается творчество, фантазия, когда ребенок придумывает целый мир на песке.
В-третьих, развивается речь, потому что часто игра сопровождается комментариями, историями, диалогами.
В-четвертых, развиваются коммуникативные и социальные навыки, когда ребенок играет не одна, она взаимодействует с партнерами по игре.
В-пятых, развивается эмоциональная сфера, потому что в игре находят воплощение ситуации, волнующие ребенка, развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление.
Именно поэтому мы предлагаем Вам, уважаемые родители, сделать мини-песочницу дома, или играть с ребенком в песочнице на улице в теплое время года. (Играть с ребенком в песочные игры дома или на улице в теплое время года)
2. Как сделать песочницу дома?
Для домашнего использования можно взять небольшой деревянный или пластмассовый ящик (коробку, поднос). Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок нужно просеять, промыть и прокалить в духовке.
Материалы и предметы, используемые для игры:
– вода, сито для песка, формочки, фигурки людей и животных; сказочные герои: добрые и злые.
– природные объекты: камни, куски дерева, сухие растения, желуди, семена, перья и т.п.;
– игрушечные предметы быта, мебель, посуда, транспорт;
– объекты окружающего мира: дома, заборы, мосты, ворота и т.п.;
– пластмассовые и деревянные буквы и цифры, геометрические фигуры;
3. Мы предлагаем вам несколько игр с песком для детей старшего дошкольного возраста:
– Во-первых, рассмотрим игры, направленные на развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности.
Давай сначала смочим песок
Игра «Следы»:
– Упражнение «Идут медвежата» – сначала кулачками будем нажимать на песок, теперь ладошками, нажимаем с силой;
– Упражнение «Прыгают зайцы» – будем ударять по поверхности песка двумя пальчиками, движемся в разных направлениях; теперь тремя сгруппированными пальчиками (потом 4 и 5 пальчиками)
– «Ползут змейки» – сначала расслабленными пальчиками (показать) сделаем поверхность песка волнистой; а теперь пальчики напряжем (в разных направлениях). А теперь выполним упражнение ребром ладони.
– «Бегут жучки» – двигаем всеми пальчиками, как бегают насекомые; можно погружать ручки полностью в песок, они касаются друг друга, как бы «жучки здороваются»;
– «Ожерелье для мамы» – из чего делают бусы? (из бусинок). А на что нанизывают бусинки? (На ниточку). Нарисуй пальчиком ниточку и бусинки. Выложи бусинки из камней и фасоли.
(Уважаемые родители, таким образом можно предложить ребенку выложить любую фигуру, букву или предмет по желанию ребенка, используя любой подручный материал).
А теперь предлагаем математические игры с песком:
– «Сколько?» – я спрятала в песке предметы, найди считай их и отметь соответствующей цифрой (7 каштанов, 8 желудей)
– «Соседи» – соседи – это те, кто живет по соседству, рядом. Помоги цифре 4 найти своих соседей. Проведидорожки пальчиком.
– «Геометрическая мозаика» – выложи из мозаики фигуры: квадрат, прямоугольник, ромб. Как эти фигурыможно назвать? (Четырехугольниками) Почему? Сколько сторон у любого четырехугольника? У какойфигуры есть 3 угла и 3 стороны? Нарисуй ее. Нарисуй фигуры, которые не имеют углов.
(Уважаемые родители, геометрические фигуры, цифры можно преподавать, рисовать по образцу, по памяти, или словесными указаниями взрослого)
Сейчас предлагаем игры по обучению грамоте и речевого развития:
– «Кто спрятался?» – необходимо найти в песке фигурки и назвать первый/последний звук в слове; (Тянуть звук)
– «Веселые превращения» – нарисуй букву Р, а теперь попробуй ее превратить в букву В, а ее в Ь – Б – Д – Т;
– «Угадай» – я закрою глаза, а ты спрячешь в песке какое-то животное. Подскажи мне, что ты спрятал. Загадай загадку. Не забудь назвать части тела животного, что умеет делать, где живет, какую пользу приносит людям.
(Психолог. Уважаемые родители, при выполнении этого упражнения сначала вместе с ребенком рассмотрите животное, составьте о нем предложения, дайте образец ответа и загадайте животное сами, а потом предложите ребенку составить сначала предложения, а потом рассказ – загадку)
4. Уважаемые родители!
Придерживайтесь следующих правил при организации игр на песке:
– Подбирайте задачи, соответствующие возможностям ребенка;
– Выключайте негативную оценку действий ребенка и его идей;
– Поощряйте фантазию и творческий подход.
Успехов Вам!