Игра – это подлинно «путь детей к
познанию мира, в котором они живут
и который призваны изменить»
М. Горький
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности в дошкольном возрасте. Относительно организации и участия в игровом процессе, родители занимают разные позиции. Некоторые родители не принимают участия в играх детей, тем самым предоставляя им полный выбор действий в игровой деятельности. Или же считают, что их функция в организации игры заключается в обеспечении большого количества игрушек. Другие родители, напротив, уделяют чрезмерное внимание играм своего ребёнка и время от времени сами принимают в них участие. Но в настоящее время всё больше родителей в погоне за развитием и вовсе запрещают своему ребёнку играть в угоду различным кружкам, школам и прочему, считая, что таким образом они развивают ребёнка. Но на самом деле всё оказывается наоборот – развитие не только замедляется, но и многое теряет из-за отсутствия игры. О том, чего на самом деле лишают родители своих детей, поступая подобным образом, в этой статье и пойдёт речь.
Ребёнок растёт, развивается, и вместе с ним меняется и расширяется осознаваемый им предметный мир.
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, с развитием которой происходят основные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой ступени его развития, а именно, происходят важнейшие изменения познания, чувств, воли, характера и всей личности ребёнка. Также на этом возрастном этапе, благодаря ведущей деятельности, зарождаются и развиваются важнейшие новообразования: память, воображение, произвольное поведение и его осознание, личное самосознание и т. д.
Существует огромное количество различных игр: ролевые, подвижные, дидактические, конструкторские, игры с правилами и т. д. При этом каждая игра, в зависимости от своего содержания, по-своему оказывает особое благоприятное воздействие на развитие психических процессов ребёнка, усвоение знаний, умений и, в целом, на формирование личности.
Так, ролевая игра представляет собой деятельность, в рамках которой дети берут на себя роли и функции взрослых и в обобщённой форме воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для такой игры характерно использование разнообразных игровых предметов, заменяющих действительные предметы деятельности. Например, обычная палочка может выполнять функции лошади или половника, а листья могут быть как звёздами, так и деньгами.
В таком виде игры дети получают богатый опыт социального взаимодействия, осваивают не только действия с предметами, но и отношения между людьми, выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли, что способствует формированию дисциплины и воли. Здесь ребёнок имеет возможность проявить себя и свою фантазию, знания и умения. Самыми распространенными традиционными ролевыми играми являются: дочки-матери, магазин, аптека, школа, зоопарк и другие.
Важное место в жизни детей занимают игры с правилами. Их изучению были посвящены работы А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Ф.И. Фрадкиной. Отличительной чертой этих игр является правило или задача, которые устанавливаются взрослым или передаются по традиции. Такая игра развивает не только умственные и физические способности, но и выдержку, волю и самоконтроль ребёнка. К группе игр с правилами относят подвижные и дидактические игры.
Подвижные игры способствует повышению работоспособности детского организма, двигательной активности, ловкости движений и совершенствованию опорно-двигательного аппарата. Примерами таких игр могут служить «Жмурки», «Кошки-мышки», «Догонялки», «Лошадки» и другие.
Дидактические игры представлены умственными задачами, составленными взрослыми в занимательной игровой форме. Они направлены на формирование познавательной активности ребёнка, закрепление знаний. Самые известные дидактические игры: «Что изменилось?», «Пирамидка», «Холодно-горячо» и т. д.
Конструкторская игра более похожа на трудовую деятельность. В ходе такой игры ребёнок конструирует, создаёт или строит что-то новое. В таких играх дети познают физические свойства предметов, учатся пользоваться многими инструментами, планировать свои действия. В игровом процессе происходит совершенствование движений, умственных операций, внимания и воображения.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что игра является эффективным средством формирования личности человека в целом. В игре реализуется потребность воздействия на мир, происходит развитие памяти, устойчивости внимания, морально-волевых качеств, интеллекта и организации движений ребёнка. Она вызывает существенное изменение в его психике, закладывает основу для учебной и профессиональной деятельности, иными словами, с помощью игры формируется определенный багаж, с которым человек будет идти по жизни.