МБДОУ "Детский сад № 234"

Развитие пространственной ориентировки у дошкольников

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки напрямую влияют на уровень его общего и  интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при освоении чтения, письма, в овладении математическими операциями.

Работа по формированию пространственных представлений у детей  в дошкольном учреждении  включает:

1.Развитие ориентировки в окружающем пространстве

  • закреплять умение пользоваться собственным телом как эталоном для изучения окружающего пространства;
  • учить располагать объекты по отношению к собственному телу;
  • знакомить детей со схемой тела человека, стоящего напротив;
  • вырабатывать навыки расположения объектов в окружающем пространстве относительно друг друга.

2.Развитие ориентировки в двумерном пространстве (на листе бумаги).

  • учить ориентироваться на пустом листе бумаги (находить его стороны и углы);
  • осваивать расположение плоскостных предметов на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, в правом верхнем углу…);
  • располагать плоскостные предметы на листе бумаги по отношению друг к другу;
  • вычленять различно расположенные элементы плоскостной фигуры;

3. Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения (предлоги: над, под, на , за, из-за, из – под, около , перед)

Мы предлагаем игры, которые Вы можете использовать  дома для развития зрительно-пространственной ориентировки у детей.

Развитие ориентировки в окружающем пространстве

“Кто правильно назовет”

Цель: стимулировать  умение определять  пространственные отношения между собой  и окружающими объектами.

Содержание: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой. 

«Кто внимательный»  

Взрослый предлагает ребёнку выполнить инструкцию:

  • Правой рукой закрой левый глаз, а левую руку убери за спину».
  • Поднять правую руку и левую ногу.
  • Показать, где у  мамы правая рука, левое ухо.
  • Назвать предметы, которые расположены справа от шкафа.

Развитие ориентировки в двумерном пространстве (на листе бумаги)

 «Геометрический диктант»

Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Взрослый даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. 

«Муха»

Играющим дается такая инструкция: «Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка — «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля. Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернется и, не глядя на поле, будет подавать команды, другой будет передвигать «муху». Нужно постараться продержать «муху» на поле в течение 5 мин и не дать ей «улететь» (покинуть пределы игрового поля). 

«Путешествие жука»

 Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх.

“Путешествие по азбуке

Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, формировать образы буквы и слова.

 Оборудование: игровое поле с буквами.

 Содержание: ребенку говорим: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то сможешь узнать отгадку. Взрослый загадывает загадку, а затем дается направление движения по игровому полю. Ребенок действует в соответствие с инструкцией, составляет слово – отгадку.

Например: «Напиши букву из левого среднего квадрата. Букву из центрального квадрата. Букву из левого нижнего квадрата. Букву из левого верхнего квадрата».

«Графические диктанты»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • контент
  • спас-экстрим
  • дети онлайн
  • минобрнауки и высшего обр
  • фскн россии
  • право
  • акиац
  • барнаул
  • тел доверия полиции
  • элуслобр
  • надзор обр
  • уполномправа реб
  • сервер гв
  • госуслуги
  • инфосистемы
  • мои документы
  • минпросв
  • Министерство образования и науки Алт
  • нокро
  • профсоюз
  • осовак
  • пнпо
  • развитие детства
  • горлин
Wordpress snowstorm powered by nksnow