Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны.
Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его
ручки!
Для детишек
до года достаточно предлагать предметы и игрушки с различной поверхностью,
листы бумаги, которые можно рвать и мять, мягкие игрушки.
Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски
(ребенок опускает в краску руку или пальчик и «рисует» на большом листе
бумаги), пластилин (под присмотром взрослого) – его можно пока просто
мять и разрывать на кусочки.
Чем старше ребенок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. После 2-х
лет предложите ребенку игры с пуговицами. Их можно пришить на кусок
ткани, получится коврик – тренажер для ножек, по которому можно ходить; или
сделать забавные застежки. Детям нравится просто перекладывать пуговицы,
распределять их по величине, цвету, раскладывать в коробочки.
Очень полезны пальчиковые
игры – потешки. Ребенок рассказывает стишок и
одновременно показывает действия на пальчиках. Самый известный вариант такой
игры – «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Освоение ножниц – тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3-х лет
можно предложить ребенку что-нибудь резать (бумагу резать проще, ткань, нитки –
сложнее).
После 3-х лет обязательно приобретите ребенку мозаику (сначала самую крупную),
пазлы для малышей (большие кусочки); интересны вкладыши типа Монтессори,
нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с
кисточкой).
Все эти игры приносят детям радость и развивают ручки, а через них – мышление,
речь, внимание и т.д.
Игры, направленные на развитие речи и не связанные напрямую с руками.
ИГРЫ ДЛЯ ЯЗЫЧКА
(тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)
Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.
На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».
И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».
Малыш может сначала слушать, потом попытается повторять, не добивайтесь сразу
точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно
и индивидуально.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
(тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)
Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте
описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед
и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз – и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)
Не забывайте, что малыш воспринимает Ваши действия зеркально, поэтому,
произнося «влево», Вам придется повернуть язык вправо и наоборот. Можно
записать текст на магнитофон, тогда Вы сможете полностью сосредоточиться на
выполнении упражнения вместе с малышом. Можете придумать свою сказку про язычок
с похожими движениями («сладкое варенье»; «грибок» – язык упирается в верхнее
небо, при этом нижняя челюсть опускается, так растягивается уздечка языка;
«толчки в стенку»- язык упирается в щеку изнутри, Вы немного давите на
«шишечку»,образовавшуюся на щечке снаружи).
ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ
(материал: игрушки или картинки, изображающие называемых животных)
1. Взрослый показывает игрушку или картинку (например, корову) и предлагает
вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит: «Му-у». Так же и с другими картинками
(как гудит машина, как стучит барабан, как пищат мышата и т.д.).
2. Взрослый предлагает угадать по звукоподражаниям, кто пришел в гости.
– «Му-Му –у» – кто это мычит?
– «Мяу – мяу» – кто пришел?
– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?
– «Ко-ко-ко» – кто теперь?
– «Ква-ква-ква» – а это кто?
– «Ку-ку,ку-ку» – чей это голос?
– «Тик-так, тик-так» – а это что?
И так далее.
Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка пищит: большая или маленькая.
УЗНАЙ ПО ЗВУКУ
(игра на развитие внимания и звукового восприятия; материалом являются
различные игрушки и предметы, которые производят характерные звуки: барабан,
колокольчик, ложка, бумага, книга и т.д)
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами.
Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь.
Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу,
ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д.. Можно за каждый
правильный ответ давать ребенку звездочку или фишку. Играть можно с несколькими
детьми (тогда появится элемент соревнования).
Упражнения на развитие речевого дыхания :
Чтобы
научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен
уметь делать достаточно сильный вдох. Также эти упражнения помогут в
профилактике заикания, «глотания» звуков и слов.
«ОДУВАНЧИК»
(материал: цветок одуванчика)
На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы
слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза.
«СНЕЖИНКИ»
(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки
салфеток)
Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок
повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.
«БАБОЧКА, ЛЕТИ!»
(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо
на уровне лица ребенка)
Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд,
с паузами, чтобы не закружилась голова.