МБДОУ "Детский сад № 234"

Техника оригами как форма коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.

«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев» – писал В.А. Сухомлинский, «Рука – это инструмент всех инструментов», говорил Аристотель,  Кант писал – «Рука – это своего рода внешний мозг».

Что это значит?

Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь как главные стимулы, под влияние которых развивался человеческий мозг – в процессе труда совершенствовалась правая рука и механизмы речи. А именно то,  что все глубинные  психологические процессы, осознанные или не осознанные, отражаются в положении наших рук, мелких движениях пальцев.  Установлено, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени  сформированности тонких движений пальцев рук.

Уровень мелкой моторики – один их показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению ребенка в школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Общее недорозвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляционных слогов. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев, а такую тренировку следует начинать с самого  раннего детства. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой  функции.

Одной из форм коррекционной работы является техника оригами,  это хороший прием для развития мелкой моторики рук, что не маловажно для развития речи ребенка. Элементы оригами используются как методический прием на любом занятии в соответствии с темой недели, в свободное время.

В процессе занятий оригами (при обследовании образца, во время объяснения последовательности выполнения задания, рассматривания итоговой работы), происходит речевое взаимодействие: речь ребенка развивается в результате  восприятия речи взрослых и собственной речевой активности; ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для речевого саморазвития, способствует  расширению активного и пассивного словаря детей.

Ни один вид творчества не сравниться с оригами в своей многофункциональности. По значимости для развития детей оригами можно поставить на первое место. Искусство оригами является для ребенка прекрасной развивающей игрой. В длинный список развиваемых им качеств входят такие, как: воображение, зрительная память, фантазия, сообразительность, мелкая моторика рук, мышление, внимательность, уравновешенность, уверенность в своих силах, терпение, коммуникабельность и др.

В процессе воспитательно-образовательной работы в группе для детей 6-7 лет во вторую половину дня организуется работа с бумагой, где дети с удовольствием принимают активное участие, ведь они становятся маленькими волшебниками, преображая простой квадрат в животное, птицу,  машину, ракету, цветы, деревья и многое другое.  Вместе с детьми  были изготовлены фигурки для настольного театра «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Колобок». Используя оригамские игрушки, можно разыгрывать не только  сказки, но и многие другие произведения (стихотворения, песенки потешки и др.), а так же придумывать сюжеты своих сказок.

Изготавливая поделку – у детей развивается фантазия, творческое воображение, художественный вкус. Работая с бумагой дети становятся усидчивыми, внимательными, движения рук становятся более уверенными, т.к при выполнении любой работы требуется сосредоточенность и собранность. Помимо этого, у детей формируется цветовосприятие, развивается зрительное восприятие, развивается ручная  умелость. Дети начинают планировать свою деятельность, доводят свою работу до конца, становятся более уверенными в своих действиях, обыгрывая поделки у ребят развивается и обогащается словарь, поднимается настроение.

В результате постоянной работы с данной техникой улучшается мелкая моторика рук, расширяется словарь, что способствует развитию связной речи детей, совершенствуются навыки общения. Если на первом этапе внедрения этой технологии дети затруднялись  объяснить свои действия (что и как они складывают, в какой последовательности выполняют работу), то в последствии они могут рассказать, как выполняется работа, придумать небольшой рассказ о своей поделке, дать совет товарищу.

Анализ результатов диагностики проведенной на последнем этапе работы, показал, что уровень  развития мелкой моторики повысился на 65%, речевая активность – на 34%.

Занятия оригами настолько просты, доступны и интересны, что их можно использовать не только в коррекционной работе, но и предложить родителям в семейном кругу, вместе с ребенком сделать поделку, потому что для изготовления поделок необходим лишь листок бумаги. Совместное изготовление фигурок оригами принесет радость и детям и взрослым. Из бумажных фигурок можно составлять композиции, дополняя их аппликацией и рисунком.

Литература:

1. Арсеньева, Л.Ю. Лучшие оригами.250 оригинальных моделей [Текст]/ Л.Ю. Арсеньева. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. ХХI век, 2009.- 189с.

2. Гаврина, С.Е, Развиваем руки- чтобы учиться и писать, и красиво рисовать[Текст]/ С.Е. Гаврина, Н.Л Кутявина. Популярное пособие для родителей и педагого. – Ярославль: «Академия развития», Академия Холдинг, 2000.-192с

3. Голубь, В.Т. Графические диктант [Текст]/ В.Т. Голубь. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет.- М.: ВАКО, 2009.- 144с.

4. Соколова, С.В. Сказки из бумаги [Текст]/ С.В. Соколова. – М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2004. – 240с.

5. Тарабарина, Т.И. Оригами и развитие ребенка [Текст]/ Т.И. Тарабрина. – Ярославль: «Академия развития»,1996.-240с.

6. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника [Текст]/ Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева. – Екатеринбург, «АРГО», 1996г. – 80с.

7. Шумаков, Ю.В. Учимся оригами [Текст]/ Ю.В. Шумаков, Е.Р. Кочеткова. Практический курс для начинающих. Выпуск 1. – Ростов – на – Дону: РИФ «Лицей», 1995 – 48с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • контент
  • спас-экстрим
  • дети онлайн
  • минобрнауки и высшего обр
  • фскн россии
  • право
  • акиац
  • барнаул
  • тел доверия полиции
  • элуслобр
  • надзор обр
  • уполномправа реб
  • сервер гв
  • госуслуги
  • инфосистемы
  • мои документы
  • минпросв
  • Министерство образования и науки Алт
  • нокро
  • профсоюз
  • осовак
  • пнпо
  • развитие детства
  • горлин
Wordpress snowstorm powered by nksnow