Готовность к школе в общем понимании – это обучение ребенка письму или счету, чтению. Очень важно подготовить ребенка не только интеллектуально, но и психологически, и физически к школе.
Существует такое понятие как «школьная зрелость», т.е. ребёнок должен «созреть» для школы, его психическое и физиологическое развитие должно достичь соответствующего уровня. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики. А психологи оценивают психологическую готовность, которая включает в себя такие компоненты:
Эмоционально-волевая зрелость:
- уровень развития произвольности;
- учебная мотивация;
- тревожность.
Интеллектуальная зрелость (уровень сформированности таких психических процессов):
- мышление;
- восприятие (зрительное, слуховое);
- память (зрительная, слуховая, произвольная);
- речь;
- воображение.
Социальная готовность:
- социальная компетентность;
- коммуникативные навыки.
Если ребенок не посещал детский сад, то рекомендуется начать делать это за год до поступления в школу. Тогда ребенок заранее переживет иммунологический стресс (его иммунная система будет готова к большим нагрузкам, которые она обычно испытывает в школе), а также социальный стресс (у него начнут развиваться социальная компетентность и коммуникативные навыки, о которых мы говорили выше).
Если вы решили отдать ребёнка не в общеобразовательную школу, а в гимназию (или любую другую школу, в которую проводят отбор детей), вам необходимо посвятить предшествующий учебе год достаточно интенсивным занятиям.
Для этого родителям необходимо:
- развивать в ребенке способность слушать;
- учить пониманию прочитанного;
- развивать умение пересказывать; проводить зрительное сопоставление;
- решать с ним простые задачи;
- вместе с ребенком анализировать, сравнивать слова.
Все это нужно для того, чтобы будущий школьник на момент поступления в первый класс умел:
- слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;
- осознавать необходимость спрашивать, если задание ему не понятно;
- оценивать свою работу;
- владеть понятиями «больше», «меньше», «одинаково», «столько же», «короткий», «длинный», «старше», «младше»;
- сравнивать самые простые предметы.
Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать.
- Основные цвета.
- Дни недели.
- Месяцы.
- Времена года.
- Понятия «право – лево».
- Основные профессии.
- Домашних и основные виды диких животных.
- Детенышей животных.
- Знать зимующих и перелетных птиц.
- Виды транспорта.
- Уметь ориентироваться на бумаге.
- Знать что такое овощи и фрукты. Уметь отличать овощи от фруктов.
- Должен уметь показать правый глаз, правую руку и т.д.
Что должен знать ребенок по математике.
- Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0.
- Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц).
- Знать понятия «больше – меньше, поровну», «большой – маленький», «высокий – низкий», «широкий – узкий».
- Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
- Уметь соотносить цифру и число предметов.
- Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.).
Память, мышление, внимание и речь.
Ребенок должен уметь.
- Пересказывать простое услышанное произведение.
- Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по картинке).
- Знать стихотворения.
- Сочинять сказки.
- Отвечать на поставленные вопросы.
- Делать какое-либо задание по образцу.
- Уметь описывать картинку по памяти.
- Запоминать до 10 увиденных картинок.
- Заканчивать предложения.
- Находить лишнюю картинку или слово.
- Уметь отгадывать загадки.
- Группировать предметы по признаку.
Что ребенок должен знать по чтению.
При подготовке к школе ребенок должен знать.
- Буквы.
- Уметь соотносить звук с буквой.
- Вычленять звуки из слова.
- Подбирать слова на заданный звук или букву.
- Читать слова и простые предложения (по слогам).
- Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается.
Навыки письма.
Не стоит забывать и про навыки письма. Ребенок должен уметь.
- Обводить картинки по контуру.
- Обводить печатные буквы по контору.
- Правильно держать ручку в руке.
- Копировать геометрическую фигуру по клеточкам.
По требованиям ФГОС ДО старший дошкольник, готовый к учебе в школе должен быть:
1) Физически развитым, овладевшим основными культурно-гигиеническими навыками: у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
2) Любознательным, активным, интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
3) Эмоционально отзывчивым: дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
4) Овладеть средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками: ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
5) Способен управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели: ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
6) Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
7) Иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
8) Овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности: обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
9) Овладеть необходимыми умениями и навыками: у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!
Педагог-психолог: Шевченко В. К.