Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Три основные формы жестокого обращения с детьми:
• Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
• Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
• Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
• открытое неприятие и постоянная критика ребёнка
• угрозы в адрес ребёнка в словесной форме
• замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка
• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка
• ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
• однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму
Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
• отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды,
жилья, образования, медицинской помощи
• отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может
стать жертвой несчастного случая.
Так же не редкость:
• Моральная жестокость, проявляется вследствие отсутствия соответствующих возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, медицинской помощи; отсутствия заботы и присмотра за ребёнком; отсутствия внимания и любви к ребёнку и др. обстоятельств.
• «Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица их заменяющие: алкоголики; наркоманы; юные родители, не имеющие навыков родительства; родители с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные».
К внешним проявлениям последствий моральной жестокости относят:
• отставание в весе и росте от сверстников;
• педикулёз, чесотка;
• частые «несчастные случаи», гнойные и хронические инфекционные заболевания;
• запущенный кариес;
• отсутствие прививок;
• задержка речевого и психического развития;
• неряшливая одежда;
• утомлённый сонный вид ребёнка, бледное лицо, опухшие веки;
• у грудных детей опрелости и сыпи.
Среди особенностей поведения детей, свидетельствующих о моральном насилии родителей по отношению к ним, выделяют: неумение играть; постоянный поиск внимания или участия; крайности поведения – инфантилизм или принятие роли взрослого, поведение в «псевдо взрослой манере», агрессивность или замкнутость, гиперактивность или подавленность, неразборчивое дружелюбие или не желание общаться; жестокость к животным; мастурбация, раскачивание на стульях, сосание пальцев и пр. (перечень признаков не исчерпыващий).
Рассмотрим эмоциональное насилие (или психологическое насилие) – как «единократное или хроническое воздействие на ребёнка или его отвержение», к которому относятся:
-словесные угрозы в адрес ребёнка, постоянная критика ребёнка;
-лишение ребёнка социальных контактов;
-предъявление к ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
Особенностями детей, подвергшихся эмоциональному (психологическому) насилию, по мнению составителей методических рекомендаций, являются:
-невозможность детей сконцентрироваться;
-плохая успеваемость;
-низкая самооценка;
-гнев, агрессия;
-неврозы, энурез, тики, ожирение, кожные заболевания, астма и т.п.
В группы риска детей, подвергающихся эмоциональному насилию, входят:
-дети от нежеланной беременности
-дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями (Следовательно, если эти дети находятся в группе риска, то их также будут ставить на учёт, осуществляя пристальное внимание за их семьями);
-дети из семей с авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений
-дети, хотя бы один родитель которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией
-дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем
Последствия у детей
Во-первых, у ребенка будут наблюдаться отклонения в развитии и росте. Такие дети, как правило, значительно отличаются от своих сверстников. Кроме того, малыши выглядят зашуганными и стараются не приближаться лишний раз к своим родителям. Кроме того, дети, в отношении которых применялось насилие, стараются избегать общества. Они имеют огромное множество страхов, порой необоснованных. Прежде чем начинать с кем-то дружить, ребята «спрашивают разрешения» у родителей.
Постоянные истерики, плохое поведение, низкая самооценка, плохая успеваемость — все это тоже следствие неправильного поведения в семье. Следует обратить внимание на таких детей. У деток
постарше может проявляться также черта «нежелания» слушаться. Причем, независимо от того, кто диктует правила — учитель или родитель. С детской точки зрения это вполне нормально — если все равно попадет, то почему необходимо плясать под чью-то дудку? Так хоть не будет столь обидно.
Гиперактивность и постоянное требование внимания в свой адрес — это тоже следствие жестокого обращения. Следует отвести ребенка к специалисту, чтобы тот вовремя помог справиться с проблемами, иначе последуют ужасные итоги.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении
- Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.
- Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
- Не подсказывайте готовое решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.
- Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что…».
- Если же ребёнок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.
- Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и тоже. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка).
- Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определённым.
- Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
- Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от неё к сегодняшней.
- Вы должны быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.
- Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.