МБДОУ "Детский сад № 234"

Мотивация достижения успеха у дошкольников

Любой родитель знает, что едва ли не самое сложное во взаимоотношениях с ребенком – не заставить, а мотивировать его сделать что то. Разберемся, чем же все-таки можно, полезно и правильно мотивировать детей.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мотивации достижения успеха, то есть, уверенности ребенка в том, что успех возможен, что он способен достичь желаемого результата.

Человек с мотивацией достижения успеха будет проявлять настойчивость даже после нескольких неудач. В противоположность ему человек, не имеющий такой мотивации, будет бояться неудач и промахов и поэтому все силы потратит на то, чтобы их избежать. Вероятность того, что он достигнет желаемого результата, очень низкая.

В дошкольном возрасте ребенком движет интерес к тому, что его окружает, стремление опробовать новые возможности, желание достичь своих целей. Каждое проявление самостоятельности требует от ребенка смелости, настойчивости, веры в свои силы. Но неудачи и промахи, реакция родителей влияют на особенности формирования мотивации достижения успеха.

Особенности взаимодействия ребенка и взрослого, формирующие мотивацию достижения успеха:

  1. Адекватно реагировать на слова, действия, поступки ребенка.

Дошкольник сопоставляет свое поведение с реакциями взрослых и понимает, какое одобряется, какое нет. Но если на разное поведение ребенка взрослый реагирует однотипно (игнорирует, осуждает), то у ребенка формируется поведение выученной беспомощности. Он отказывается от деятельности, не предпринимает никаких попыток преодолеть трудность. С позиции ребенка это естественное следствие взаимодействия. Если в ответ на свои разные усилия (напряженные, минимальные) он получает одинаковые оценки (всегда недовольства или восторги), то он теряет ориентиры для управления собственной активностью.

У ребенка при однообразной реакции взрослых на его действия формируется представление, что внешние ситуации от него не зависят, поэтому наиболее безвредный выход из них – полная бездеятельность.

  • Своевременно реагировать на слова, действия, поступки ребенка.

Если между действиями ребенка и реакцией на них взрослого проходит много времени, то ребенок не может связать эту реакцию со своими собственными действиями.

Например, ребенок нагрубил в гостях у бабушки, но мама отчитала его только после того, как они вернулись домой. Это называется асинхронной реакцией взрослого на поступок ребенка. Она воспринимается как нечто автономное, совершенно не связанное с ранее совершенным поступком, и теряет регулирующую роль.

  • Выделять время на завершение важной для ребенка деятельности.

Многие родители воспринимают дошкольное детство иллюзорно, как  «счастливую и беззаботную» пору. Считают, что у ребенка нет «серьезных» и «важных» дел. В семьях иногда наблюдается негативное психологическое  явление – прерывание деятельности. Например, когда малыш собирает конструктор, а взрослые требуют «срочно идти» есть, «сейчас же» перестать раскрашивать и собираться на прогулку. Такое прерывание деятельности не проходит бесследно для психики – ресурсы ребенка истощаются. Дети, имеющие опыт многократного прерывания деятельности, чаще выбирают тактику избегания неудач и промахов.

Поэтому любящие родители, увидев ребенка, увлеченно занятого важным для него делом, всегда дадут время на его завершение или заранее предупредят о необходимости завершения действий к определенному времени.

Делаем выводы:

**  Мотивация достижения успеха активно формируется в среднем и старшем  дошкольном возрасте. Взрослые уже могут наблюдать тенденции либо к достижению успеха, либо к избеганию неудач.

**  Избегание неудач и промахов, отсутствие мотивации достижения успеха всегда легче предупредить, чем корректировать. Ребенка приводит к такой стратегии действия многолетний опыт.

** Родителям важно предоставлять обратную синхронную связь на слова, действия, поступки ребенка. Реакции взрослых должны быть разными на разные действия ребенка и одинаковыми на одинаковые. В удачах необходимо хвалить, в неудачах – поддерживать.

** Не ждите от ребенка всегда идеального результата, обращайте внимание на маленькие, но значимые для ребенка победы. Например, он сам заправил кровать или проявил инициативу в уборке комнаты.

** При неудачах родительская поддержка может заключаться в похвале, утешении, подсказке, помощи, подбадривании.

Внимательно выслушивайте ребенка. Пусть он растет с ощущением значимости своих слов и поступков. Тогда он будет вести себя более уверенно. Высокая адекватная самооценка позволит осваивать ему новые навыки и преодолевать неудачи на пути к успеху.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • контент
  • спас-экстрим
  • дети онлайн
  • минобрнауки и высшего обр
  • фскн россии
  • право
  • акиац
  • барнаул
  • тел доверия полиции
  • элуслобр
  • надзор обр
  • уполномправа реб
  • сервер гв
  • госуслуги
  • инфосистемы
  • мои документы
  • минпросв
  • Министерство образования и науки Алт
  • нокро
  • профсоюз
  • осовак
  • пнпо
  • развитие детства
  • горлин
Wordpress snowstorm powered by nksnow