Любой родитель знает, что едва ли не самое сложное во взаимоотношениях с ребенком – не заставить, а мотивировать его сделать что то. Разберемся, чем же все-таки можно, полезно и правильно мотивировать детей.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мотивации достижения успеха, то есть, уверенности ребенка в том, что успех возможен, что он способен достичь желаемого результата.
Человек с мотивацией достижения успеха будет проявлять настойчивость даже после нескольких неудач. В противоположность ему человек, не имеющий такой мотивации, будет бояться неудач и промахов и поэтому все силы потратит на то, чтобы их избежать. Вероятность того, что он достигнет желаемого результата, очень низкая.
В дошкольном возрасте ребенком движет интерес к тому, что его окружает, стремление опробовать новые возможности, желание достичь своих целей. Каждое проявление самостоятельности требует от ребенка смелости, настойчивости, веры в свои силы. Но неудачи и промахи, реакция родителей влияют на особенности формирования мотивации достижения успеха.
Особенности взаимодействия ребенка и взрослого, формирующие мотивацию достижения успеха:
- Адекватно реагировать на слова, действия, поступки ребенка.
Дошкольник сопоставляет свое поведение с реакциями взрослых и понимает, какое одобряется, какое нет. Но если на разное поведение ребенка взрослый реагирует однотипно (игнорирует, осуждает), то у ребенка формируется поведение выученной беспомощности. Он отказывается от деятельности, не предпринимает никаких попыток преодолеть трудность. С позиции ребенка это естественное следствие взаимодействия. Если в ответ на свои разные усилия (напряженные, минимальные) он получает одинаковые оценки (всегда недовольства или восторги), то он теряет ориентиры для управления собственной активностью.
У ребенка при однообразной реакции взрослых на его действия формируется представление, что внешние ситуации от него не зависят, поэтому наиболее безвредный выход из них – полная бездеятельность.
- Своевременно реагировать на слова, действия, поступки ребенка.
Если между действиями ребенка и реакцией на них взрослого проходит много времени, то ребенок не может связать эту реакцию со своими собственными действиями.
Например, ребенок нагрубил в гостях у бабушки, но мама отчитала его только после того, как они вернулись домой. Это называется асинхронной реакцией взрослого на поступок ребенка. Она воспринимается как нечто автономное, совершенно не связанное с ранее совершенным поступком, и теряет регулирующую роль.
- Выделять время на завершение важной для ребенка деятельности.
Многие родители воспринимают дошкольное детство иллюзорно, как «счастливую и беззаботную» пору. Считают, что у ребенка нет «серьезных» и «важных» дел. В семьях иногда наблюдается негативное психологическое явление – прерывание деятельности. Например, когда малыш собирает конструктор, а взрослые требуют «срочно идти» есть, «сейчас же» перестать раскрашивать и собираться на прогулку. Такое прерывание деятельности не проходит бесследно для психики – ресурсы ребенка истощаются. Дети, имеющие опыт многократного прерывания деятельности, чаще выбирают тактику избегания неудач и промахов.
Поэтому любящие родители, увидев ребенка, увлеченно занятого важным для него делом, всегда дадут время на его завершение или заранее предупредят о необходимости завершения действий к определенному времени.
Делаем выводы:
** Мотивация достижения успеха активно формируется в среднем и старшем дошкольном возрасте. Взрослые уже могут наблюдать тенденции либо к достижению успеха, либо к избеганию неудач.
** Избегание неудач и промахов, отсутствие мотивации достижения успеха всегда легче предупредить, чем корректировать. Ребенка приводит к такой стратегии действия многолетний опыт.
** Родителям важно предоставлять обратную синхронную связь на слова, действия, поступки ребенка. Реакции взрослых должны быть разными на разные действия ребенка и одинаковыми на одинаковые. В удачах необходимо хвалить, в неудачах – поддерживать.
** Не ждите от ребенка всегда идеального результата, обращайте внимание на маленькие, но значимые для ребенка победы. Например, он сам заправил кровать или проявил инициативу в уборке комнаты.
** При неудачах родительская поддержка может заключаться в похвале, утешении, подсказке, помощи, подбадривании.
Внимательно выслушивайте ребенка. Пусть он растет с ощущением значимости своих слов и поступков. Тогда он будет вести себя более уверенно. Высокая адекватная самооценка позволит осваивать ему новые навыки и преодолевать неудачи на пути к успеху.