Можно выделить три вида готовности ребёнка к школе
Речь о физической, психологической и предметной готовности. Для того, чтобы отправиться в первый класс обычной школы, ребёнок должен быть готов по всем трём этим группам.
Что входит в понятие физической готовности:
- возраст от 6,5 лет;
- отсутствие противопоказаний к школе по здоровью;
- достаточная развитость мелкой моторики;
- умение контролировать физиологические потребности и обслуживать себя с точки зрения элементарной гигиены.
В понятие психологической готовности входит большое количество разных факторов, вот только некоторые из них:
- достаточная развитость внимания, памяти, мышления, воображения и речи;
- умение вести себя соответственно обстановке;
- умение общаться с ровесниками и взрослыми, дружить;
- понимание, для чего нужна школа.
Что касается предметной готовности, то это не столько обязательный, сколько желательный пункт. Если ребёнок хорошо готов к первому классу физически и психологически, какие-то пробелы в знаниях он быстро наверстает. Но всё-таки желательно, чтобы первоклассник уже 1 сентября умел большую часть из перечисленного:
- умение читать – даже если по слогам;
- умение различать звуки, слоги, слова и предложения;
- навыки счёта и решения элементарных задач;
- желателен хороший общий кругозор, доступный ребёнку этого возраста.
Как можно помочь ребенку.
- При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать интерес к окружающему, фиксировать его внимание на том, что он видит во время прогулок. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях, такие рассказы нужно заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Почаще читайте с ним прочитанное и увиденное.
- При несформированности положительного отношения к школе ребенка нельзя строго наказывать за несоблюдение правил школьной жизни: это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к школе, к учению, к учителю. Необходимо дождаться, пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего положения и вытекающих из него требований к поведению.
- При низком уровне развития мышления не надо стараться “натренировывать” ребенка на понимание и выполнение каких-то заданий: это даст лишь видимость успеха, а при столкновении с любой новой задачей ребенок окажется беспомощным, как и раньше.
- Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеют изобразительная и конструктивная деятельность. Полезно давать ребенку задания: нарисовать картинку, собрать простую модель из “конструктора” …
Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого надо почаще его хвалить, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.
- При недостаточном уровне развития мелких движений полезно нанизывание бус, расстегивание и застегивание пуговиц, кнопок, крючков …
- Для развития крупных движений надо добиваться повышения двигательной активности ребенка. Чаще играйте с ребенком в мяч (полезны самые разные игры с мячом), стимулируйте лазание по лестнице и по деревьям, вместе катайтесь на лыжах и т.д.