Специальные исследования показали, что синдром дефицита внимания является самой частой причиной трудностей обучения и нарушений поведения в дошкольном возрасте.
Основными проявлениями данного синдрома являются:
– общее двигательное беспокойство, неусидчивость, недостаточная регуляция поведения;
– нарушение целенаправленности и концентрации активного внимания;
– импульсивность и инфантильность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности;
– проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
– заниженная самооценка.
Как помочь ребёнку с нарушением внимания?
Рекомендуется комплексный подход к проблемам ребёнка с СДВГ. Медикаментозное лечение само по себе не достаточно. Необходимым условием успеха является педагогическая и психологическая коррекция, позволяющая изменить поведение и повысить самооценку ребёнка.
Родителям, имеющим ребёнка с дефицитом внимания, необходимо объяснить другим взрослым, общающимся с их ребёнком, в первую очередь родственникам, воспитателям, что он имеет специфические трудности в выполнении заданий, так как его нервная система работает не совсем так, как у других детей.
Постарайтесь в общении с ребёнком придерживаться следующих правил:
- Прежде чем поручить ребёнку что-либо сделать, тщательно взвесьте, сможет ли он с этим справиться. Не ожидайте, что поручения он сразу выполнит очень хорошо.
- Установите твердый распорядок дня, обязательный не только для ребенка, но и для всех членов семьи.
- Придумайте гибкую систему вознаграждения за хорошо выполненное задание. Это может быть словесное поощрение, поцелуй или разрешение пригласить поиграть друга. Разрешение смотреть телевизор дольше обычного или поиграть с родителями в какую-либо игру и т. д.
- Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка. Не подбирайте за ним вещи и игрушки.
- Не следует давать только директорские указания: «Ты должен сделать то-то и то-то». Лучше говорить с ним в более мягкой форме: «После того, как ты приготовишься ко сну, ты можешь посмотреть телевизор».
- Если ребенок не сделал чего-либо, потому что отвлёкся, объясните ему, что из этого может получиться и почему.
- Постарайтесь снизить влияние отвлекающих факторов во время выполнения задания. Выключайте телевизор, если пришло время накрывать на стол. Не приглашайте друзей в дом, когда ребёнок делает уроки.
- Помогайте ребенку приступать к выполнению задания, так как начало для него – самое трудное.
- Не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития и способностям.
- По мере выполнения поручений ребёнок вычёркивает их из списка, который должен составляться для него ежедневно. Пусть он ставит звёздочки напротив правильно выполненных заданий и пусть получает от Вас за них вознаграждение.
Дети с СДВГ не могут длительное время заниматься однообразной деятельностью. Поэтому обязательными являются игры и упражнения, переключающие ребенка от одной деятельности к другой. Детей привлекают творческие задания с разнообразным по структуре материалом: выкладывание узоров из спичек, счетных палочек, пуговиц разного размера, ракушек, морских камней и т.д
Игры на развитие внимания:
- «Запомни ритм»
Ведущий предлагает участникам повторить ритмическую модель, которую он воспроизвёл с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил образец, даётся ориентир в виде цифровой записи, где цифры обозначают количество хлопков, а тире между ними – паузы.
- «Шапка – невидимка»
В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.
3. «Мяч в круге»
Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1,2,3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.
Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости:
1. «Восковая фигура»
Участники, сидящие в круге с закрытыми глазами, «лепят» по цепочке друг из друга одну и ту же скульптуру, после чего остаются в приданной позе до тех пор, пока не будет закончена последняя копия.
- «Живая картина»
Создав живую картину, соучастники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает название картины.
- «Автомобиль»
Дети выступают в роли деталей (колеса, багажника, капота и т. д.), из которых водящий «собирает» автомобиль.
- «Море волнуется…» и другие игры типа «Замри – отомри»