У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются трудности усвоения и воспроизведения зрительного образа букв, их замены, зеркальное чтение и письмо, недифференцированность представлений о графически сходных формах букв.
Наблюдаются нарушения восприятия графического образа букв, значение которого состоит в узнавании букв, определении составляющих их элементов. Успешность формирования зрительного образа букв в первую очередь зависит от состояния зрительно-пространственного восприятия и представлений.
Для профилактики данных нарушений и укрепления памяти используются разнообразные обучающие приемы, одним из которых является использование изографов.
Изографы (от др.-греч. ἴσος «равный, одинаковый, подобный» + γράφω «записывать, писать») – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Буквы в изографе имеют разную конфигурацию и размер, расположены в разных направлениях.
Суть данного приема – соотнесение схематического изображения с предметом, нахождение ребенком всех нарисованных букв изографа и составление из них слова.
Методика работы с изографами
1. В изографы для дошкольников следует включать только те слова, написание которых не расходится с произношением.
2. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, «спрятанных» в нём.
3. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.
4. Составление слова.
5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.
6. Записывание слова-изографа в тетради печатными буквами.
7. Называние букв и звуков слова-изографа.
8. Определение гласных и согласных звуков в слове-изографе.
9. Разделение слова-изографа на слоги.
10. Придумывание предложения со словом-изографом.
11. Нахождение других слов в слове-изографе.