Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребенок имеет ЗПР.
Сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения отчетливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребенок приходит в школу.
У такого ребенка гораздо дольше остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развита произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную умственную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
Педагог в работе с такими детьми должен не только видеть указанные ограничение, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.
В результате многолетних исследований были определены сущность и структура данного дефекта, его симптоматика, этиология. Состояние ЗПР дифференцируется и по степени, и по характеру отклонений.
Клинические и психологические исследования, проведенные Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре типа задержки психического развития:
- конституциональный,
- соматогенный,
- психогенный,
- церебрально-органического происхождения.
С учетом типа задержки психического развития, особенностей ребенка и разрабатывается коррекционная программа.
Как же подготовить ребенка с ЗПР к школе?
Целью занятий по подготовке к школе является формирование у ребенка с ЗПР предпосылок для последующей интеграции в школьной среде. Подготовка каждого ребенка осуществляется с учетом уровня его познавательного и речевого развития, навыков социального взаимодействия.
Основной задачей подготовки к школе выступает коррекция эмоционально-волевых и когнитивных нарушений, препятствующих участию ребенка в образовательном процессе:
- Формирование и развитие личностной готовности к школьному обучению – взаимоотношение с взрослыми и сверстниками, коммуникативных навыков, устойчивого познавательного интереса, адекватному выражению различных эмоциональных состояний.
- Развитие познавательных процессов, психических функций, которые позволят освоить учебную программу.
- Формирование навыков самообслуживания, необходимых для социализации.
- Формирование способности к учению, смена ведущего вида деятельности, игровой на учебную.
- Формирование самоконтроля, умение оценивать правильность выполненного задания и адекватно реагировать на ошибки.