МБДОУ "Детский сад № 234"

Типы привязанности и их влияние на детско-родительские отношения

СЛАЙД  2   Одним из основателей  теории првязанности был Джон Боулби.

Джон Боулби (1907-1990) родился в Лондоне. Он учился в школе для одаренных детей, получил медицинскую и психоаналитическую подготовку и, начиная с 1936 г., принимал участие в работе с трудными детьми. В 1936 г. Боулби стал интересоваться нарушениями у детей, воспитываемых в детских домах. Он обнаружил, что дети, которые растут в детских домах и сиротских приютах, часто страдают различными эмоциональными проблемами, включая неспособность установить близкие и продолжительные отношения с окружающими. Боулби показалось, что такие дети неспособны любить потому, что на раннем этапе жизни упускают возможность крепко привязаться к материнской фигуре. Боулби также наблюдал подобные симптомы у детей, которые в течение некоторого времени росли в нормальных семьях, но затем были надолго разлучены с родителями. Казалось, что эти дети были настолько потрясены, что навсегда отказались от тесных человеческих связей. Подобные наблюдения убедили Боулби, что нельзя понять развитие, не уделив пристального внимания связи “мать – ребенок”. Как эта связь формируется? Почему она столь важна, что, если ее нарушить, это приводит к тяжелым последствиям? Это и стало обьектом изучения Джона Боулби.

СЛАЙД 3 Что такое привязанность?

Привязанность – тесная, индивидуально направленная эмоциональная связь между ребенком и его матерью. Телесный контакт или пространственная близость служат средством обеспечения чувства защищенности, снятия тревоги и дискомфорта.

Установлено, что привязанность ребенка к матери, формируясь в младенчестве, сохраняет свою активную роль и значение на протяжении всей жизни человека.

СЛАЙД 4 Привязанность – базовая потребность человека.

Только в состоянии покоя и удовлетворения базовых потребностей для ребенка  начинает открываться окружающий мир как предмет активной ориентировки, а затем и освоения.

Привязанность соответствует родительской чуткости. Потребность новорожденного в стабильной привязанности – основа телесного и психического выживания.

СЛАЙД 5   Говоря о привязанности ребенка к родителям мы всегда подразумеваем формирование этой привязанности в семье.

Семья – сложный комплекс тесных, длительных и эмоционально насыщенных межличностных отношений.

Семья (нормативная) обеспечивает фундаментальные условия психического развития, формирования личности ребенка. Отклонения значимы и имеют весьма ощутимые последствия. Закономерности и индивидуально-типологические особенности развития можно и нужно анализировать в парадигме семейной системы, т.е. в рамках детско-родительских, детско-материнских, детско-отцовских, сиблинговых, прародительских и пр. отношений.

Разные типы привязанности обусловливают огромную вариативность, многообразие и специфичность форм индивидуального развития в онтогенезе.

Тип привязанности влияет на ход психического развития ребенка и задает его основные типологические варианты.

СЛАЙД 6 Типы привязанностей:

Безопасная (надежная) привязанность

Амбивалентная привязанность 

Избегающая привязанность 

Дезорганизованная привязанность 

СЛАЙД 7 Нормативной (правильной) привязанностью считается надежная безопасная (надежная) привязанность.

Безопасная привязанность

Поведение и чувства мамы:

-чувствительна к проявлениям ребенка

– предсказуема и стабильна в поведении

– позволяет ребенку проявлять весь спектр чувств

– поддерживает исследовательскую активность

– поддерживает его самостоятельность и оказывает помощь при необходимости

Поведение и эмоции ребенка:

– ребенок открыт и позитивен

– стремиться к взаимодействию

– активно исследует пространство

– доверяет эмоционально значимым взрослым

– проявляет высокую стрессоустойчивость  в незнакомых ситуациях .

Индивидуально-типологические проявления НАДЕЖНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ :

Позитивно окрашенные взаимоотношения: объект привязанности воспринимается как отзывчивый и доступный, , субъект привязанности – как значимый, достойный любви и заботы.

Доминирующая установка: близкие отношения дают защищенность, поддержку, освобождают от тревоги и напряжения.

В эмоциональном плане: способность к большему самораскрытию и свободному выражению чувств, нет склонности к накоплению негативных эмоций и преувеличению трудностей, отношение к другим людям более позитивно и дружелюбно. Негативные эмоции проявляются в контролируемой и невраждебной форме.

В ситуациях стресса в большей степени способны сохранять веру в собственные силы и поддержку со стороны окружающих воспринимать трудности как преодолимые.  В познавательном плане большая когнитивная открытость и гибкость, готовность признать свои ошибки, готовность признать свои ошибки, отсутствие излишней боязни критики…

  • СЛАЙД 8   Причины нарушения привязанности
  • Нежеланная для биологической матери беременность;
  • Наличие у матери послеродовой депрессии;
  • Ранняя разлука с матерью;
  • Психические расстройства, алкоголизм, наркозависимость матери, приведшие к эмоциональной отрешенности.
  • Крайняя запущенность либо жестокое обращение с ребенком в раннем детстве;
  • Отсутствие родителей в воспитании;
  • Слишком частая смена окружающих ребенка взрослых (воспитателей, нянь в доме ребенка, детском саду);
  • Лечение ребенка в больнице даже короткое время;
  • Обширные, болезненные лечебно-диагностические процедуры.
  • Злоупотребление матерью алкоголем, наркотиками во время беременности;

Причиной нарушения привязанности может послужить один из перечисленных выше факторов.

СЛАЙД 9 Типы нарушенных привязанностей

Амбивалентная привязанность развивается при непоследовательности и истеричности взрослых – ласка сразу сменялась побоями и наоборот. Такое поведение лишает малыша понимания поведения родителей и возможности приспособления к нему . Ребенок выказывает  двойственное отношение к близким – ласка сменяется грубостью и избеганием. Перепады в общении довольно часты, отсутствуют компромиссы и полутона.

Отличительные черты детей и взрослых с АМБИВАЛЕНТНЫМ типом привязанности: повышенная потребность в принятии, поддержке подтверждении своей значимости со стороны партнеров по общению.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГИПЕРАКТИВАЦИЯ: сфера близких взаимоотношений пронизана неуверенностью и тревогой.

 В поведении повышенное внимание к объекту привязанности стремление минимизировать дистанцию, добиться принятия, позиция зависимости («цепляния»).

СЛАЙД 10  Избегающая привязанность формируется после болезненного разрыва отношений с близким взрослым. Ребенок либо «застревает» в состоянии горя, либо воспринимает разрыв как «предательство»; малыш считает, что взрослые «злоупотребляют» доверием детей и своей силой. Ребенок с таким типом расстройства привязанности замкнут, угрюм, избегает доверительных отношений, но может любить животных. Основная жизненная установка — «никому нельзя доверять». 

Отличительные черты детей и взрослых с избегающим типом привязанности:

чувство дискомфорта в близких отношениях, ощущение уязвимости и зависимости, а также формирование защитных механизмов, вытеснение неприятной информации, , ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГИПОАКТИВАЦИЯ как снижение самой восприимчивости к негативной информации, , обеднение аффективной сферы, эмоциональная закрытость. В поведении тенденция к дистанцированию в межличностных отношениях опора только на себя. 

СЛАЙД 11  Дезорганизованная привязанность развивается у детей, которые подвергались жестокости и насилию, но при этом никогда не имели опыта привязанности. Ребенок привыкает выживать, разрушая все границы и правила отношений, часто отказывается от привязанностей в пользу силы. Ребенок предпочитает, чтобы его боялись. Данный тип нарушения привязанности наиболее тяжело поддается коррекции.

СЛАЙД 12 Симптомы нарушенной привязанности

  •  При инициативе со стороны родителей нежность не проявляет. Если и проявляет ласку, то обычно только потому, что хочет что-то получить.
  • В отношениях с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив.
  • Не испытывает привязанности и не проявляет доверия к человеку, который ухаживает за ним на ежедневной основе (особенно к приемной матери).
  • Не смотрит в глаза при общении с родителями, кроме тех случае, когда лжет.
  • Склонен к интригам и манипулированию другими людьми. Стремиться командовать и полностью контролировать любую ситуацию.
  • Часто действует из противоречия, постоянно нарушает установленные правила.
  • Склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно в ответ на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты.
  • Проявляет повышенный интерес к темам смерти, огня, крови, разрушения.
  • Жесток к животным, портит вещи, агрессивен по отношению к другим людям.
  • Склонен к членовредительству (“ауто-агрессия”), к “несчастным случаям”.
  • Лжет об очевидном, притворяется, ворует. Не испытывает раскаянья, бессовестен.
  • СЛАЙД 13   Не способен отвечать за себя. Вину за свои поступки и проблемы обычно перекладывает на других .
  • Повышенно импульсивен, не умеет контролировать себя и не способен оставаться в границах поведения, установленных другими людьми.
  • Страдает сильными перепадами настроения. Часто находится в пониженном настроении или в депрессии.
  • Не понимает или плохо понимает причинно-следственные связи .
  • Проявляет необычные пищевые привычки, например, склонность в чрезмерных количествах запасать или прятать еду, склонность к обжорству или голоданию, поедание несъедобных вещей и т.д.
  • Страдает недержанием мочи (энурез) и\или недержанием кала (энкопрез).
  • Мало или совсем нет постоянных друзей, отношения со сверстниками неустойчивые.
  • Плохо учится.
  • Постоянно задает бессмысленные вопросы и “трещит языком”.
  • Болезненно преувеличивает собственную значимость.
  • Самого себя чувствует беспомощной жертвой, а окружающих воспринимает как источник опасности

СЛАЙД 14

Что с этим делать?

Семейная ,индивидуальная психотерапия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • контент
  • спас-экстрим
  • дети онлайн
  • минобрнауки и высшего обр
  • фскн россии
  • право
  • акиац
  • барнаул
  • тел доверия полиции
  • элуслобр
  • надзор обр
  • уполномправа реб
  • сервер гв
  • госуслуги
  • инфосистемы
  • мои документы
  • минпросв
  • Министерство образования и науки Алт
  • нокро
  • профсоюз
  • осовак
  • пнпо
  • развитие детства
  • горлин
Wordpress snowstorm powered by nksnow