Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Предлагаемый проект рассчитан на старший дошкольный возраст.
Цель проекта:
Расширять знания детей о хлебе. Прививать уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи проекта:
Обучающие:
Расширять представление детей о процессе производства хлеба, многообразии хлебных продуктов;
Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Развивающие:
Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
Обогащать словарь детей, развивать слуховую память, формировать зрительно – моторную координацию. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые его выращивают посредством чтения художественной литературы.
Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при рассматривании хлебных продуктов наших пекарей.
Актуальность проекта:
Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб.
Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.
Подготовительный этап:
- Разработка и накопление методических материалов.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Создание развивающей среды.
- Подбор необходимой художественной литературы по теме проекта.
- Разработка мероприятий.
Практический этап:
Исходя из задач проекта, наметились следующие формы работы:
Презентация: «Откуда хлеб пришел?».
Просмотр короткометражного фильма (К. Паустовский) «Теплый хлеб».
Просмотр мультфильмов: «Пирожок», «Колосок».
Чтение с детьми произведений о хлебе:
Сказка А. Ремизова «Хлебный голос», И. Токмакова «Что такое хлеб», Б. Алмазов «Горбушка»;
Сказки :«Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»,
Я. Аким «Хлеб». И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб – наше богатство».
М.Пришвин «Лисичкин хлеб».
Ситуативный разговор «Что вы знаете о хлебе и что бы хотели узнать о нем еще?»,«Как правильно вести себя за столом, как обращаться с хлебом», «Труд человека кормит, а лень портит», «хочешь хлеб – не лежи на печи».
Беседа «Человек славен трудом» (профессии людей, выращивающих хлеб),«Как на наш стол хлеб пришел».
Рассматривание картинок, иллюстраций, репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба» (альбом «Хлеб»).
Рассматривание муляжей хлебобулочных изделий.
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб».
Рассматривание картины И. Шишкина «Рожь».
Рассматривание картинок колосьев и зерен пшеницы, ржи и овса, их сравнение (сходство различие).
Экскурсия в отдел хлебобулочных изделий в универсамах города.
Замешивание теста, выпечка хлебобулочных изделий в домашних условиях.
Рисование хлебобулочных изделий.
Лепка на тему «Крендельки -баранки».
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»; «Хлебный магазин».
Дидактические игры:
«Назови профессию», «Что из какой муки испекли?», «От зерна до каравая», «Чудесный мешочек», «А какой он, хлеб?», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»,
«Угадай на вкус», «Угадай на ощупь», «Из чего сварили кашу?»,
Речевые игры:
«Продолжи предложение», «Подбери действие», «Подбери словечко», речевая игра с мячом «Каким бывает хлеб?».
Фотогаллерея «Юные кулинары».
Стенд «В хлебном царстве».
Выставка совместных поделок детей и родителей «Хлеб всему голова».