Сенсорная интеграция — это умение складывать воедино сигналы органов чувств. Благодаря этому процессу малыш гармонично встраивается в окружающий мир и познает его. У сенсорной интеграции есть три уровня, которые осваиваются ребенком последовательно:
- Телесное самоощущение: понимание положения собственного тела (проприоцепция), чувство равновесия и движения (вестибулярные ощущения) и чувство вибрации.
- Зрение, слух и тактильные ощущения, включая обоняние, вкус и осязание.
- Высшая нервная деятельность: речь, счет, самооценка, внимание, способность регулировать поведение, творческие способности.
Освоение первого уровня ребенок начинает еще до рождения: он ощущает шевеления тела матери, свои движения. Развитие сенсорной интеграции продолжается до младшего школьного возраста.
Правильно освоенный базовый уровень дает надежный фундамент для второго. Ребенок растет, становится способен воспринимать больше данных, которые передают органы чувств. Затем на базе сенсорной интеграции формируется социальное поведение.
А если что-то пошло не так?
Дисфункция сенсорной интеграции проявляется в двух вариантах: гиперчувствительность, когда ребенок негативно реагирует на стимулы, спокойно воспринимающиеся другими (чаще это тактильные или слуховые сигналы), или гипочувствительность, когда ребенок не воспринимает сигнал нормальной интенсивности.
Родители могут заметить проявления нарушений сенсорной интеграции, если ребенок:
- поздно начинает переворачиваться, сидеть, стоять, ходить;
- избегает некоторых фактур (например, песка, бумаги, пластилина), отказывается от пальчикового рисования, остро реагирует на отдельные звуковые или слуховые раздражители;
- неправильно, неудобно берет ложку, карандаш, фломастер;
- с возмущением реагирует на громкие звуки или яркий свет;
- плохо удерживает внимание: переписывая текст, регулярно пропускает буквы или целые слоги, не дослушивает задание;
- постоянно путает право и лево;
- у ребенка не получается кататься на велосипеде, он избегает качелей или каруселей, или наоборот, слишком ими увлечен;
- избегает активных движений, неуклюжий;
- слишком много и быстро двигается;
- есть нарушения мелкой моторики;
- есть задержка развития речи;
- не переносит, когда другой человек подходит слишком близко, не играет с другими детьми;
- испытывает сложности в обучении, особенно чтению и письму, быстро утомляется;
- не может сконцентрироваться, в поведении часто проявляется импульсивность;
- не может планировать свои занятия и поведение.
Все эти признаки могут указывать на нарушение сенсорной интеграции, а могут иметь другие причины.
Когда и как лечить
Дисфункция обработки сенсорной информации у детей встречается часто. В Европе и Северной Америке ими страдают от 5 до 30% дошкольников, в России — 19,7 %. У мальчиков их отмечают в 4 раза чаще, чем у девочек. У детей, страдающих психоневрологическими заболеваниями, от ДЦП до РАС, они выявляются с частотой от 15 до 92%. То есть, нарушения сенсорной интеграции бывают самостоятельными и симптоматическими. В любом случае они приносят детям дискомфорт, оказывают негативное влияние на формирование их личности и требуют коррекции.
Коварство этого состояния в том, что оно поздно выявляется, потому что маскируется под другие проблемы. В результате невролог в поликлинике долгое время лечит не то, что нужно, и теряется время. Ребенок же продолжает неверно интерпретировать данные от органов чувств, и нарушения лавинообразно накапливаются.
Нарушения сенсорной интеграции можно исправить, и, если это не симптом другой болезни, они пройдут бесследно. Идеально выявить проблему и начать ее решение до достижения ребенком возраста 3 лет. Помочь могут невролог, логопед, нейропсихолог, дефектолог. Чем раньше выявлена причина, тем проще научить ребенка гармонично воспринимать различные раздражители, и тем быстрее он вернется на путь правильного развития. Ведь если мозг воспринимает сигналы органов чувств несогласованно, ощущения целостной картины мира и себя в этом мире не получится. Это неизбежно скажется на общении ребенка, его развитии и, возможно, всей судьбе.