Работа с семьями является основным моментом в процессе обучения и воспитания с участием как детей с ограниченными возможностями, так и обычно развивающихся дошкольников. Однако сотрудничество с семьей ребенка с особенностями в развитии для эффективности коррекционно-развивающегося процесса более выражено, чем в работе с другими категориями детей. Это обусловлено тем, что на плечи в первую очередь мамы ложится забота о повторении и закреплении тех представлений и умений, который ребенок получил в детском саду. Не секрет, что знания, подкрепленные словами любой мамы, запечатлеваются ребенком значительно сильнее и длительнее сохраняются.
К сожалению, не все родители этой категории детей готовы к сотрудничеству по ряду причин:
- невозможность мамы или других членов семьи реализовать себя;
- присутствует чувство ущербности и неполноценности, особенно в ситуациях сочувствия окружающих людей;
- социальная отгороженность и финансовая нестабильность семьи;
- резкое изменение семейных взаимоотношений в связи с появлением особенного ребенка;
- выраженное желание мамы помочь ребенку с одновременным сомнением в том, что это возможно;
- особенности поведения ребенка не соответствуют социально принятым нормам, вызывают у родителей эмоциональное опустошение.
Поэтому в работе с семьей должно присутствовать два направления работы:
- оказание психологической помощи членам семьи с целью содействия установлению психологического комфорта и нормализации взаимоотношений;
- реализация программы образовательных мероприятий (лекций, вебинаров, семинаров, мастер-классов) для родителей (в первую очередь мам), имеющих детей с ОВЗ.
При организации работы с семьей, следует учитывать, что условно существует две категории родителей (особенно мам).
Первую группу составляют мамы, для которых отсутствие ребенка дома является социальной необходимостью – для устройства на работу, завершения обучения и т.д. Эти мамы переживают разлуку с ребенком, стараются пораньше забрать с детского сада, проявляют интерес к успехам ребенка, стараются включаться в мероприятия.
Вторую группу образуют мамы, для которых посещение ребенком детского сада, обеспечивают собственной свободой, возможностью посвятить время себе, заниматься ведением домашнего хозяйства, общаться с друзьями. Такие мамы приводят и забирают ребенка, не принимают участие в коррекционном процессе и не спрашивают специалиста об успехах и трудностях ребенка.
В первом случае, когда мама заинтересована в развитии ребенка, работа с семьей происходит в двух планах: информационном (литература, буклеты, консультации) и практическом (присутствие на занятиях, мастер-классах).
Во втором случае, когда мама заинтересована в большей степени своей свободой, работа с семьей строится в другом порядке. Первоначально достигаются возможные успехи для ребенка, например соотнесение поцвету, складывание разрезной картинки. Потом организуется занятие, на которое приглашается мама, как показывает практика, мамы очень удивляются успехам и хотя немногие, но пересматривают свое отношение и веру в развитие ребенка. После этого, работа с семьей начинает выстраиваться, как в первом случае.
Следует отметить, что эффективная работа с семьей ребенка с ОВЗ возможна при относительно благоприятном климате в семье и вовлеченности всех членов семьи.
Работа с родителями должна проводится ежедневно, во врем приема и ухода ребенка домой:
- поощрение желания родителей предоставлять ребенку свободу, а не постоянно его опекать;
- акцентируется внимание родителей на достигнутых результатах;
- указывается необходимость стимуляции психических процессов на бытовом уровне.
На индивидуальные консультации выносятся вопросы динамики развития детей, познавательных возможностей и путей стимулирования. Особенно уделяется внимание организации развивающей среды дома (выбор игрушек, игр, книг, режима дня).
Семинары-практикумы могут быть посвящены организации занятий и досуга дома и на улице. Традиционной формой работы с родителями является их участие в праздниках. Причем важно не пассивное участие, а активное, игры танцы. Как показывает практика, такая организация праздников сближает детей и родителей, способствует лучшему пониманию.
Таким образом, включение родителей в образовательный процесс существенно ускоряет социализацию ребенка с ОВЗ.