МБДОУ "Детский сад № 234"

Готовимся к школе

Начало обучения в школе – очень важный период в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы.

            Перед родителями маленького первоклассника встает множество вопросов. В чем причина возникновения школьных трудностей? Как помочь ребенку их преодолеть? Часто в категорию неуспевающих детей попадают дети из благополучных семей, с которыми занимались дома и которые имеют достаточно высокий уровень умственного развития. С чем это связано?

            Ответ на эти вопросы кроется в том, что не все занятия с дошкольником имели целенаправленный характер, обеспечивающий формирование у него психологической и личностной готовности к обучению в школе. Недостаточно просто играть с ребенком – надо знать, во что и как играть, чтобы целенаправленно подготовить его к школе. Но если такой подготовки не было, а учеба в школе уже началась – еще не все потеряно и есть еще время наверстать упущенное. Поэтому задача родителей дошкольника – часть  времени посвятить такой игре с ребенком, которая позволит обеспечить развитие у него на должном уровне тех качеств и умений, которые в первую очередь необходимы для обучения в школе. Для этого следует использовать специально подобранные игры и упражнения.

            Дошкольник или  маленький  школьник еще очень активен, он, как правило, стремится к познанию окружающего его мира. Разрозненные и очень конкретные представления об окружающей действительности у него начинают складываться в единую картину, представления становятся более четкими и определенными, появляется первое осмысление реальности. В этом возрасте его привлекают задачи и упражнения, в которых надо «подумать».

             Играя с ребенком, следует особенное внимание обращать на то, каким образом он выполняет игровые задания. Использование неправильных способов действий может привести к неверно сформированным навыкам. В последующем это может стать серьезным препятствием в учебе. Ведь учить всегда легче, чем переучивать.

             Следует помнить, что занятия с ребенком  не должны быть длительными. Шестилетний ребенок еще не способен продолжительное время концентрировать свое внимание на одном задании. 15–20 минут – вот тот временной предел, во время которого он способен сосредоточенно и с интересом выполнять задания.

Чтобы ребенку было интересно выполнять задания, а также для получения максимального эффекта занятия с ребенком следует выстраивать комплексно, подбирая их из различных разделов. Например, начинать с игр со словами, затем делать пальчиковую гимнастику (естественно, не всю, а осваивая предлагаемые упражнения постепенно, переходя к следующим заданиям по мере достижения успеха с предыдущими) или выполнять упражнения на развитие графического навыка и заканчивать заданием  «Зрительный анализ и пространственные представления»».

Овладение звуковым составом слова

Особенное значение в этом возрасте приобретает развитие фонематического слуха: способности воспринимать на слух звуки речи, различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. К шести годам на основании формирования звуковых образов отдельных звуков и слов ребенок осваивает нормы правильного произношения. Если же в речи ребенка все же встречаются дефекты, то следует обеспечить его занятия с логопедом – в противном случае неправильное произношение приведет к сложностям в овладении грамотой.

Перед поступившим в школу ребенком встает достаточно сложная задача – освоение звукового анализа слова. Взрослый должен понимать, что 6–7-летнему ребенку не очень-то просто определить в уме, сколько звуков в слове «кот» или «петух». Для выработки подобного умения следует целенаправленно обучать ребенка. Упражнения для овладения звуковым составом слова

«Длиннее–короче». Ребенку предлагают сравнивать слова. Ему говорят: «Я буду называть по два слова, а ты должен сравнить, какое из них длиннее». Особое внимание ребенка обращают на то, что сравнивать надо слова, а не вещи, которые они изображают. Слова для сравнения: стол – столик, карандаш – карандашик, усы – усики, собака – собачка, хвост – хвостик, змея – змейка, червяк – червячок и т.д.

«Чудесный мешочек». На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенка просят отчетливо произнести их названия, при этом в первый раз он произносит слово так, чтобы наиболее отчетливо прозвучал первый звук (ммашина), а во второй – выделяет голосом последний звук каждого слова (машинаа). Затем все игрушки помещают в мешочек, в который ребенок опускает руку, ощупывает игрушку, называя, определяя первый и последний звук в слове-названии. После того как ребенок назвал игрушку, ее достают из мешочка. Если название угадано верно, ее кладут на левую сторону стола. Если ребенок дал неверное название или ошибся при определении первого (последнего) звука в слове, игрушку помещают на правый край стола. В конце игры подсчитывают количество правильных ответов.

«Подбери слово».  Ребенку предлагают подобрать слова, соответствующие определенным условиям:1. Подбери слово, чтобы первый звук был р (рама, рак…), а и т.д. 2. Подбери слово, чтобы первый звук был к, а последний ш. 3. Какое слово получится, если к но прибавить один звук (нож, нос…)? 4. Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у (бумага, луковица, дудочка…). 5. Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как в слове «лягушка», «флаг» и т.д. 6. Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван» и т.д. 7. Назови все звуки по порядку в словах «небо», «туча», «крыша» и т.д. Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвертым, первым, третьим?

«Назови слово». Ребенка просят назвать как можно больше слов, которые:

– начинаются на звук «А» («Т», «О», «Р», «К» и т.д.);

– заканчиваются на звук «П» («И», «О», «С», «Л» и т.д.);

– в середине которых есть звук «Л» («Н», «Э», «Г», «Б», «Ф» и т.д.).

«Хлоп-хлоп».  Ребенку дают задание:

1-й вариант. Ребенка просят: «Как только услышишь слово, которое начинается со звука с (в, о, г, д и т.д.), сразу хлопай в ладоши». Варианты слов: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т. д.

2-й вариант. «Как только услышишь слово, в котором есть звук к, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук г – хлопни 2 раза». Варианты слов: корова, кисель, гора, нора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

           «Придумай новое слово».  Ребенку дают задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Например: «дом» – «дым». Примеры слов: сон, сок, мел, пил.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет; изменение последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

             «Закончи слово». Взрослый называет первый слог и просит ребенка назвать все слова, которые он знает, начинающиеся с этого слога. Например: «ру», «лу», «ба», «го», «ми», «ве», «те» и т.д.

«Кто сильнее?» Играют несколько человек. Всем участникам раздают равное количество карточек с изображениями букв. Первым начинает тот, у кого карточка с буквой «А». Он кладет ее перед участником, сидящим слева, и произносит: «А», арбуз, что сильнее?» Этот игрок достает любую из своих карточек, например, карточку с буквой «Х», и отвечает: «Х», холодильник, он сильнее, потому что больше и сможет сохранить в себе арбуз». Игрок слева забирает себе карточки, у него очко. Затем берет любую из своих карточек и продолжает игру по часовой стрелке. Если же он не может подобрать подходящий ответ, то карточку оставляет у себя первый игрок. Он и получает очко. Так играют до тех пор, пока не кончатся карточки. Если у игрока карточки с буквами «Й», «Ъ», «Ь», «Ы», то он пропускает ход.

«Буквы вокруг меня». Ребенка просят назвать все предметы, которые окружают его, подбирая их так, чтобы название соответствовало определенным буквам алфавита. Например: Б – букет, В – ваза, Г – гардероб, Д – диван и т.д. Буквы в алфавитном порядке называются взрослым.

«Найди по букве». Подбирают несколько картинок, которые нравятся ребенку. Ребенка просят найти на изображении все предметы, начинающиеся на определенную букву. Затем предлагают другую букву.

Вариант игры – назвать все находящиеся в комнате предметы, которые начинаются на определенную букву.

«Найди слово с буквой…».  Ребенку предлагают следующие задания. Назови цветы, в названии которых есть звук «р». Назови музыкальные инструменты, которые кончаются на «н». Назови животных, в названии которых есть буква «о» и т.д.

«Цепочка слов». Играют несколько человек. Составляется цепочка слов. Называется первое слово, например, «лук». Следующий участник игры должен назвать слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова, например «кран». Слова, которые уже были названы, не должны повторяться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • контент
  • спас-экстрим
  • дети онлайн
  • минобрнауки и высшего обр
  • фскн россии
  • право
  • акиац
  • барнаул
  • тел доверия полиции
  • элуслобр
  • надзор обр
  • уполномправа реб
  • сервер гв
  • госуслуги
  • инфосистемы
  • мои документы
  • минпросв
  • Министерство образования и науки Алт
  • нокро
  • профсоюз
  • осовак
  • пнпо
  • развитие детства
  • горлин
Wordpress snowstorm powered by nksnow