7 вопросов родителей детей с нарушениями речи
У 58% российских детей есть те или иные речевые нарушения и, согласно статистике, с каждым годом количество таких детей растет. А вместе с этим растет и количество родительских вопросов к логопедам
1.Почему у детей возникают проблемы с речью
До 4-5 лет большинство детей коверкают слова, не выговаривают «р» и шипящие со свистящими, а потом, когда артикуляционный аппарат формируется, проблемы уходят сами собой. Однако за последние два десятка лет значительно выросло количество детей, которые нуждаются в профессиональной логопедической помощи. На это влияют как внутренние, так и внешние факторы.
К внутренним факторам, приводящим к речевым нарушениям относят патологическую беременность, внутриутробную гипоксию, недоношенность, осложненные роды, а также отягощенный анамнез первых месяцев жизни. Как правило, у таких детей речевые нарушения являются лишь малой частью комплексной проблемы.
Внешние факторы — это «изменения в среде, в которой взрослеет современный ребёнок». А именно сокращение живого общения между родителями и детьми и снижение качества этого общения. Совокупность этих факторов приводит к тому, что все больше детей сталкиваются с проблемой задержки речевого развития, общего недоразвития речи и «нарушения фонематического слуха».
2.Как устроена логопедическая помощь
Для получения бесплатной логопедической помощи в школе или детском саду родителям необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии о том, что у ребенка есть речевые нарушения. По таким заключениям логопед занимается с ребенком от 1 до 3 лет до того момента, пока речь не станет нормативной.
3.Когда нужно обращаться к логопеду?
Согласно логопедическим нормам, к полуторагодовалому возрасту ребенок должен иметь в своем активном лексиконе порядка 30 слов. Это могут быть слоги или даже придуманные ребенком слова. Главное, чтобы ребенок мог донести свою мысль до взрослого. Но всё больше практикующих специалистов отмечают, что детей, чье речевое развитие соответствует показателям возрастных норм, в последние годы становится меньше.
Нужно обращаться к специалисту не по факту достижения ребенком определенного возраста, а если у ребенка наблюдаются отклонения в речевом развитии. Даже детям младенческого возраста может понадобиться помощь специалиста.
Для того, чтобы не пропустить момент, когда нужно обраться к специалисту, обратите внимание на следующие сигналы:
- Ребенок не реагирует на голос близких взрослых;
- Отсутствует зрительный контакт со взрослыми;
- Отсутствует эмоциональная и двигательная реакция на маму и значимых взрослых;
- Отсутствует указательный жест;
- В 2-3 месяца нет гуления;
- В 5-6 месяцев нет лепета;
- К одному году ребенок еще не произнес ни одного слова;
- Ребенок начинает произносить первые фразы после двух лет;
- Ребенок с трудом понимает обращенную к нему речь взрослого;
- Наблюдается неравномерное развитие речевых компонентов (лексики, грамматики, связной речи);
- К четырем-пяти годам речь смазанная и нечеткая;
- Отмечаются стойкие сложности формирования чтения и письма в начальных классах,
4. Как понять, что логопед подходит ребенку?
Ключевыми факторами в выборе специалиста для ребенка должны служить две вещи:
- Логопеду удалось наладить контакт с ребенком и он занимается с удовольствием;
- Логопед не обещает «вылечить» ребенка за 10-15 занятий.
Кроме того, хороший логопед иногда может говорить не очень приятные слова о реальном положении дел и обязательно просит родителей активно включаться в работу. 2-3 занятия в неделю со специалистом — это конечно хорошо, но с речью нужно работать ежедневно и постоянно.Показателем хорошего специалиста является и наличие домашних заданий, а также тот факт, что логопед объясняет родителям, чем конкретно он занимался с ребенком на уроке.
5.Сколько должно длиться занятие?
Продолжительность занятий с детьми дошкольного возраста должна соответствовать “Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”Для детей 4-го года жизни это не более 15 минут, для детей 5-го года жизни — 20 минут, для детей 6-го года жизни — 25 минут, а для детей 7-го года жизни — 30 минут»
В детском саду ребенка берут заниматься в среднем 2-3 раза в неделю, в зависимости и рекомендаций, выданных ПМПК.
6.Что именно должно происходить на занятии ребенка с логопедом?
Работа логопеда не сводится к одной лишь постановке звуков, которая никак не ассоциируется с игрой. Логопед учит правильно и красиво говорить, а также грамотно читать и писать. Помогает решить проблемы понимания обращенной речи и нарушения голоса.
Игра — ведущая деятельность у дошкольников, и большинство логопедических техник выстраиваются именно через игры. Логопедический массаж сменяется артикуляционной гимнастикой, нейропсихологические игры чередуются со словесными. А со старшими дошкольниками и школьниками логопед еще и может заниматься сторителлингом, как в устном, так и в письменном формате.
7.Что могут сделать сами родители?
В детском саду логопеды настоятельно просят родителей заниматься с детьми дома, оставляют тетради с «зарядкой для языка» и заданиями. Это действительно ежедневная работа: родители под руководством логопеда отрабатывает необходимые задания, которые вызывают у ребенка затруднения, или же многократно повторяют слова на тот или иной звук для того, чтобы он быстрее вошел в речь.
Артикуляционная гимнастика, рекомендуемая логопедами достаточно часто на первых занятиях, выполняется ребенком строго под контролем специалиста. Желательно, чтобы родители видели, что делает ребенок, какие ошибки допускает и как правильно выполняется упражнение. Когда у ребенка начинает получаться самостоятельно, то задание переходит в домашний режим и может быть способом провести время вместе, увлечь ребенка совместной игрой.Практически все речевые нарушения у детей (за редким исключением, когда речь идет об органических поражениях мозга), поддаются коррекции. Важно вовремя заметить нарушение и привлечь к работе специалиста. И наконец очень важно просто как можно больше говорить со своими детьми.