Запрещая, родитель должен помочь понять ребенку, при каких ситуациях это важно! Детям сложно справиться с естественными порывами. В такие моменты необходимо объяснять «Почему нельзя» осуществить желаемое.
На самом деле сказать малышу “нет” и добиться нужного результата — не так уж и сложно следуя определенным правилам.
Первое правило: “Вы не можете говорить ‘нет’ всегда”
Прежде всего, необходимо понимать, что “нет” — это особенное. Чем реже произносите слово “нет” для ребенка, тем оно действеннее. Чтобы уменьшить количество запретов, о них надо думать заранее, тем самым предупреждая саму возможность столкновения ребенка с соответствующими вашими “нет” и “нельзя”. Например: если цветок в горшке стоит там, где он не может достать, вам не придется запрещать его трогать? Вот и уберите ее подальше и повыше, подрастет — поставите на место. То же самое касается электроприборов и других опасных предметов.
Чем меньше запретов, тем они действеннее — это нужно понять и принять.
Второе правило: “Если вы сказали своему ребенку ‘нет’, то уже не можете сказать ему ‘да'”
Прежде чем сказать своему ребенку “нет”, подумайте — не получится ли так, что вы запретили то, что потом придется разрешить? Если «да» в таком случае слово “нет”, обесценивается. Так что если вы можете обойтись без “нет”, то это всегда лучше и для ребенка, и для родителя.
Когда мы учим ребенка отличать “белое” от “черного”, мы никогда не называем белое “черным”, а черное “белым”. Но в случае с “нет” эта логика нам почему-то изменяет. По непонятным причинам мы считаем возможным разрешать запрещенное и запрещать разрешенное.
Третье правило: “Если уж вы решились сказать своему ребенку ‘нет’, настройтесь на большую работу”
Говоря ребенку “нет”, его желание получить «запрещенное» еще больше. И дело в том, что ограничение свободы, которое любой нормальный человек воспринимает болезненно. Поэтому, вводя в обиход новый запрет, не ждите, что ребенок примет его сразу и безоговорочно, а приготовьтесь встретить его естественный протест. Именно в этот момент начинается ваша работа по внедрению нового “нет” в жизнь ребенка. Сначала встретите сопротивление, но не превращайте это сопротивление в склоку — это работа. После ребенок начнет пытаться убедить вас принять поправки к соответствующим запретам, но вы не должны на это поддаться.
Помните! Накладывая определенные ограничения на ребенка, вы должны тоже их соблюдать.
На первый взгляд, кажется, использовать запрет — это просто. Заблуждение. Как раз введение запрета требует от родителей непомерных усилий и множества моральных трат. Поверьте, договориться — проще, и, в ряде случаев, куда эффективнее.
Четвертое правило: “Объясняйте ребенку свое ‘нет’ только в том случае, если вы уверены, что он способен понять ваше объяснение”
Опасность ситуации заключается в том, что не находя подходящего и понятного объяснения для ребенка, учитывая его интеллектуальное развитие, а так же знание и его опыт , то просто запретите, или может быть, дайте что-то взамен. Ничего худого от такого запрета не будет. Просто ребенок поймет, что этого — запрещенного — делать нельзя.
Если ребенок не понимает данный запрет, он путается и как итог остается один на один с неким нашим требованием, которое он, разумеется, нарушает. Поэтому надо постараться находить своим запретам понятные ребенку объяснения.
Если вы что-то объясняете ребенку, то делать это нужно, используя имеющийся у него опыт, при этом желательно, чтобы ребенок объяснил, что и как он понял.
Пятое правило: “‘Нет’ — это слово, которое всегда произносится нейтрально”
Ребенок не способен понять, что “нет” — это правило, основанное на знании некой объективной реальности, на знании последствий тех или иных действий. Для ребенка “нет” — это прерывание его действия. Произносите свое “нет” спокойно и уверенно, вы, по сути, говорите ему: “Это не я прервал твое действие. Оно само прервалось”. И в этом случае ребенок не чувствует себя уязвленным, а запрет превращается в некую “загадку природы”, которую можно и не понимать, но принять к сведению необходимо. Если что – то ребенку запрещать в порыве эмоциональных чувств, он воспримет это как игру.
Если вы произносите свой запрет уверенно, то ребенок примет это “нет” спокойно и без лишних волнений.
Шестое правило: “Всегда положительно подкрепляйте поведение ребенка, когда он начинает следовать вашему ‘нет'”
К сожалению, об этом приходится напоминать постоянно — необходимы положительные подкрепления «правильному», «хорошему» поведению ребенка.
Поймите, что готовность ребенка двигаться навстречу вашим требованиям или следование вашему запрету — это не «естественно», это акт доброй воли, которую нужно уметь замечать в своем ребенке, отмечать положительно и закреплять ответным актом доброй воли.
Радуйтесь всякий раз, когда ребенок проявляет готовность выполнить ваши условия. Потому, что ребенку очень важно знать, что он своего родителя радует.
Седьмое правило: “Позиция всех членов семьи по каждому конкретному ‘нет’ в жизни вашего ребенка должна быть одинакова”
Нельзя стремиться быть для своего ребенка «лучше», чем другие его родственники, покупать его благорасположение, демонстрировать большую лояльность. Таким поведением вы дискредитируете всех, включая самого себя, а ребенок постоянно находится в подвешенном состоянии. Как правило, у каждого члена семьи — мамы, папы, бабушек, дедушек, дядь и теть есть свой личный список «нет» для ребенка. Одни запрещают конфеты, другие разрешают, одни ничего не говорят, когда ребенок ест у телевизора, у других это вызывает бурный протест, одни ругают за оценки, другие говорят — «наплевать» – это типичная ошибка семьи. Необходимо вывести общие запреты для ребенка.
Консолидированная в отношении запретов позиция взрослых повышает психическое здоровье ребенка и дарует ему семью, в которой все друг друга уважают, и понимание того, что прозвучавший запрет — это не прихоть одного из членов семьи, а данность.