«Услышал – забыл. Увидел – запомнил. Сделал – понял» (китайская мудрость)
Часто дети с речевой патологией испытывают трудности в запоминании стихотворений, пересказе рассказов и сказок, повторении скороговорок.
В своей работе мы используем различные методы и приёмы активизации речи детей. Практика показала, что одним из наиболее эффективных приемов развития связной речи является мнемотехника.
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Суть данной техники заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.
Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Например, ребенку, который недавно научился правильно произносить звук, трудно повторить сложную скороговорку, в этом ему помогают такие карточки схемы:
Мнемотаблицы и мнемодорожки эффективны при обучении пересказу и составлению рассказа. При подготовке к пересказу рассказа «По ягоды» Я. Тайца мы составили такие мнемодорожки:
Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей
взяли кружечки, пошли в лес, давай собирать. Только бабушка в кружечку, а Надя
в рот. Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади нет ничего, даже
дедушку угостить нечем.
Стыдно стало Наде. На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела —
всё в кружечку. Пришла домой, поставила кружечку перед дедом и говорит:
— Кушай!
— А сама что же?
— А я вчера ела.
— Вчера не считается, — сказал дедушка. — Давай вместе.
И вот они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя — ягоду, и дед — ягоду. Надя
— ягоду, и дед — ягоду. Так всю и съели.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста.
Для разучивания стихотворения совместно с детьми разрабатываем и составляем мнемотаблицу или мнемодорожку, но вначале эмоционально прочитываем детям стихотворение, и проводим словарную работу по активизации незнакомых слов, беседуем по смыслу прочитанного. Следующий этап работы с мнемотаблицей – эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. В процессе работы мы заметили, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока кодируют его в таблице, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.