В
жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для
него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство
всестороннего развития.
Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей
действительности, ее предметов и явлений, но это не простое копирование того,
что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре
переплетаются реальность и вымысел.
Учить ребенка рассказывать – это значит учить рассказывать живо и
интересно, формировать его связную речь. Перед учителем – логопедом стоят
задачи учить детей связно рассказывать
об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
У детей старшегодошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.
Дидактические игры способствуют интенсивному совершенствованию речевой деятельности детей.
Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Игра дошкольников:
· побуждает детей к общению друг с другом;
· способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
· способствует совершенствованию разговорной речи;
· способствует обогащению словаря;
· оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра — основной вид деятельности детей.
Таким образом,
игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой
действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и
обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является
ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические
процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра
помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей
глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс
усвоения знаний.
1. Игра
“Сочини предложение”.
Учитель-логопед предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых
изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок
придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов.
Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые
предложения.
2. Игра « Предлоги».Предлагается картинка с предлогом и нужно составить
предложение с ним.
3.Игра «Кто с какими буквами дружит».
На каждого игрока должна быть картинка животного. Например, у одного – слон, у
другого – крокодил, у третьего – ёжик. Первый ребенок говорит: ” Мой слон
дружит с буквой “Х”, потому, что у него есть хобот”.
Другой говорит: “А мой крокодил дружит с буквой “Р”,
потому, что живет в реке”.
Таким образом, через игру можно добиться довольно неплохих результатов развития
речи. Дети при этом охотно идут на контакт, принимают активное участие, сами
предлагают внести определенные поправки. В результате развивается и логическое
мышление, и воображение, и самостоятельность; одновременно ребенок становится
более внимательным, аккуратнее обращается со словами в речи, начинает
чувствовать строй и мелодику языка.
Пусть ваши дети говорят красивым и чистым языком!