От чего появляются вредные привычки?
Обычно изначальной причиной дурных привычек становится недостаток родительского внимания, тепла и любви. Дети тонко чувствуют, любят их родители или нет, тепло к ним относятся или равнодушно.
С помощью одинаковых привычных действий ребёнок успокаивает себя, когда ему грустно, скучно или одиноко. Например, сосание пальца подсознательно напоминает малышу о том счастье и комфорте, который он испытывал, находясь в утробе матери.
Иными проявлениями, связанными с недостатком родительской любви и заботы, может быть тревожность, скука и даже иногда желание во всём копировать взрослых. А порой дети специально делают что-то запрещённое, чтоб обратить на себя внимание, понимая, что родители будут реагировать на это агрессией!
Сосание соски:
Привязанность к соске имеет компенсаторный характер, особенно ярко это проявляется при искусственном вскармливании ребенка.
Что нужно делать?
1. Перестать обсуждать проблему соски.
2. Переключать внимание ребенка на более интересные занятия. Разнообразить жизнь ребенка.
Чего делать нельзя?
1. Акцентировать внимание ребенка на проблеме соски.
2. Ругать ребенка.
Сосание пальца:
Если ребенок сосет палец, бесполезно пытаться запретить ему это делать, необходимо понять, почему он это делает. Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, сосание соски. Сосание – это удовольствие раннего детства, удовлетворяющее основную потребность ребенка в пище. Поэтому сосание для ребенка – это вернейший способ успокоиться, когда он беспокоится или не может уснуть. Сосание пальца может выступать как средство компенсации неудовлетворенного инстинкта сосания вследствие затрудненности грудного вскармливания. Сосание пальца уменьшает чувство беспокойства, успокаивает и заставляет на время забыть физическую и душевную боль. Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию удовлетворения и успокоения.
Что нужно делать?
1. Необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.). Прежде чем пробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие.
2. Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном успокоении ребенка и снятии беспокойства, разумном пользовании соской в раннем возрасте.
3. Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка и использования при взаимодействии с ребенком подвижных, эмоционально насыщенных игр.
Чего делать нельзя?
1. Всячески пытаться запретить ребенку, сосать палец, тем самым, привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша.
2. Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.
Кусание или грызение ногтей (онихофагия):
Обкусываться могут не только выступающие части ногтей, но частично и прилегающие участки кожи, что часто приводит к воспалительным явлениям. Обкусывание ногтей может сопровождаться их проглатыванием.
Что нужно делать?
1. Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии. Позволять ребенку свободно, адекватными способами выражать свою агрессию, гнев. Для этого дома необходимо иметь, например, специальную “подушку для битья”, используя которую ребенок сможет при необходимости выражать свои негативные чувства.
2. Нужно не просто отказаться от упреков, угроз и наказания, но и понимать то, что происходит с ребенком, переключать, отвлекать его в момент грызения ногтей. Уменьшите чрезмерные требования к ребенку со стороны воспитывающих взрослых. Нужно переключать пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, когда замечаете у ребенка проявление этой привычки.
3. Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который обычно примерно равен периоду ее протекания.
Чего делать нельзя?
1. Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития.
2. Говорить ребенку про грызение ногтей, тем самым фиксировать словами в сознании ребенка эту привычку.
3. Всячески запрещать ребенку, грызть ногти, наказывать ребенка за эту патологическую привычку.
Боремся с дурной привычкой, но не с ребёнком
Да, это процесс не одного дня, но более действенного и эффективного, а главное, щадящего для детской психики, не существует. Не уставайте объяснять, отвлекать, обнимать и окружать заботой, делать жизнь ребёнка разнообразнее и интереснее.
И ещё — не слушайте советы бабушек, которые будут рекомендовать натирать ребёнку пальцы горчицей или перцем. Самое важное — сохранение здоровья (в том числе и психического) собственного ребёнка, а не скорость, с которой вы сможете ликвидировать вредную привычку, используя радикальные методы — запугивание, агрессию, наказания.
В этих случаях вы усугубите психологическую проблему ребёнка, а вредная привычка вскоре вернётся или заменится другой.