МБДОУ "Детский сад № 234"

Мнемотехника, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача развития связной речи. «Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты» [6].

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и тому подобное). Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и другими, главное направление развития памяти, образного мышления, воображения, связной речи состоит в овладении ребенком способности к запоминанию и пространственному моделированию. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума [2].

Если мы хотим развить у ребенка связную речь, богатое воображение, способность к замещению, различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, надо учить его «читать» графическую аналогию.

Графическая аналогия – умение обозначить каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отразив им общие признаки объекта и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».

Для улучшения связной речи необходимо развивать у детей приемы запоминания и припоминания. В этом-то и помогает мнемотехника. Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций (это таблицы-схемы, тактильные дощечки, коллажи, коллекции запахов).

Работая с детьми с ОНР, мы выделили наиболее важные проблемы в развитии связной речи:

– нарушение звукопроизношения;

– недостаточный словарный запас;

– бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

– неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

– отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

– отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;

– плохая дикция.

Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Постоянная работа над данными проблемами привела к выделению наиболее эффективных методов и приемов. Используя опыт работы Большевой Т.В. [2], Ильиной Т.В. [3], Бодровой И.А.[8], результатов исследований Н.Г. Смольниковой и Е.А. Смирновой [6], мы разработали целевой перспективный план по развитию связной речи, подготовили картотеку тестов и упражнений для диагностики связной речи.

На начальной стадии обучения в качестве дидактического материала использовали мнемодорожки, а затем мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи:

1. Развитие у детей умения понимать и пересказывать знакомые тексты, составлять описательные рассказы по мнемотаблице, коллажу, с помощью графической аналогии, предметов-заместителей.

2. Ознакомление детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемодорожке и мнемотаблице.

3. Обучение перекодированию информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы.

4. Закрепление отработки сюжетного метода запоминания.

5. Развитие умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.

6. Развитие у детей психических процессов: памяти, внимания, мышления.

7. Совершенствование восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния.

8. Закрепление правильного звукопроизношения.

9. Развитие речи, умение выразить словами свои ощущения от прикосновения.

10. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Использование мнемотехники позволяет развивать связную речь детей в различных формах организации, как индивидуальной, так и групповой.

Привлекая детей к сотрудничеству, разрабатываем, придумываем символы, составляем таблицы-схемы, коллажи.

На первоначальном этапе обучения предлагаем детям шесть-восемь символов для описания предметов, животных, пересказов небольших текстов, составления рассказов, заучивания стихов. Постепенно количество символов увеличивается. В подготовительной к школе группе дети придумывают и используют до 24 знаков-символов. Необходимо учитывать определенную последовательность при обучении детей использованию мнемотаблиц:

1) рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2) преобразование из абстрактных символов в образы;

3) осуществление пересказа, составление рассказа с опорой на символы;

4) графическая зарисовка мнемотаблицы;

5) воспроизведение ребенком таблицы при ее показе.

Для стимулирования познавательной активности детей наиболее эффективными в данном случае мы считаем методы и приемы, предлагаемые Бодровой И.Н [8].

1. Метод игрового проблемного обучения (проигрывание на занятии и в совместной деятельности проблемных ситуаций).

2. Метод наглядного моделирования (на основе идеи Л.Д. Венгера).

3. Метод «крокирования» (чертежи, схемы, наброски).

4. Метод ассоциативных цепочек (метод «чепухи»).

5. Метод трансфармации (превращения).

6. Метод Цецерона.

7. Метод опор и другие.

Активное взаимодействие с родителями детей посредством собраний, консультаций, анкетирования, тестирования на темы «Особенности связной речи у детей с ОНР», «Что такое мнемотехника», «Знаете ли вы своего ребенка?», «Играем вместе!», позволяет им глубже проникнуть в проблемы ребенка и оказывать целенаправленную посильную помощь. Родители заинтересованы в положительном результате и поэтому играют с детьми дома в игры, способствующие развитию связной речи, читают короткие произведения, а затем вместе с ними придумывают символы, знаки, составляют таблицы. Дети приносят их в детский сад, где с удовольствием передают заложенную в них информацию. Такое тесное взаимодействие позволяет добиться высоких результатов по развитию связной речи детей.

Как правило, при поступлении в специализированную группу более 70% детей имеют низкий уровень развития связной речи. Применение описанных методик уже к концу первого года обучения позволяют 50% детей иметь высокий уровень развития связной речи, а к концу второго года городская психолого-медико-педагогическая комиссия отмечает высокий уровень развития связной речи более чем у 90% детей.

В результате систематической работы с использованием мнемотехники, дети уходят в школу хорошо подготовленными и успешно учатся.

Литература:

  1. Ануфриев, А Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст]/ А. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Изд-во «Ось-89», 1999. – 203 с.
  2. Большева, Т.В. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст]/ Т.В. Большева. – СПб.: Изд-во «Детство – Пресс», 2005. – 93 с.
  3. Ильина, М.И., Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений [Текст]/ М.И. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. – СПб.: Изд-во «Дельта», 1997. – 210 с.
  4. Немов, Р.С. Психология [Текст]/ Р.С. Немов. – М.: Изд-во «Просвещение», 1999. – 303 с.
  5. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст]/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Изд-во «Учитель», 1995. – 250 с.
  6. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
  7. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи [Текст]/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Изд-во «Мозаика-Синтез»,2000. – 128 с.
  8. Бодрова, И.Н. Технология развития памяти [Текст]/ И.Н. Бодрова// «Обруч» – 1999. – №3 – С. 3 – 5.
  9. Бодрова, И.Н. Игры на развитие памяти и внимания [Текст]/ И.Н. Бодрова// «Обруч» – 1999. – №2  – С. 6 – 8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • контент
  • спас-экстрим
  • дети онлайн
  • минобрнауки и высшего обр
  • фскн россии
  • право
  • акиац
  • барнаул
  • тел доверия полиции
  • элуслобр
  • надзор обр
  • уполномправа реб
  • сервер гв
  • госуслуги
  • инфосистемы
  • мои документы
  • минпросв
  • Министерство образования и науки Алт
  • нокро
  • профсоюз
  • осовак
  • пнпо
  • развитие детства
  • горлин
Wordpress snowstorm powered by nksnow