В настоящее время и дети и взрослые всё чаще отдают своё предпочтение просмотру телевизора и подолгу «сидят» в Интернете, играют в компьютерные игры. Мало кто читает книги, они пылятся на полках, а библиотеки пустуют. В связи с этим мы задались вопросом о том, как привлечь, как заинтересовать своих воспитанников чтением книг.
Цель проекта:
•Учить внимательно, слушать и слышать произведение;
•Формирование интереса и потребности в чтении книг;
•Воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
•Углубление индивидуальных литературных предпочтений детей, эстетического вкуса;
•Развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности в процессе приобщения дошкольников к литературе;
•Воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
Актуальность проекта:
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребёнка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век – век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Многим исследователям доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Процесс общения ребёнка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось ещё во время Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач всё реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребёнка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем.
С помощью художественного слова ребёнок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средство формирования личности ребёнка, оказывая сильное морально-идеальное воздействие, объединяет детский коллектив. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. Каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться яркая, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.
Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Нынешние дети отдаляются от книги, предпочитая ей телевизор и компьютер. Невозможно привить ребёнку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребёнка, равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе.
Актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
Проблема:
Ослабевающий интерес к художественной литературе.
Обоснование проблемы:
Участие детей в проекте «Книга – наш лучший друг» позволит сформировать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
Процесс приобщения дошкольников к литературе позволит развить познавательную, творческую и эмоциональную активности, воспитать у детей навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
Методы и приёмы:
– метод исследования, наглядности: рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т.д.)
– словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
– практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)
-эвристический (развитие находчивости и активности)
– проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счёт включения проблемной ситуации в ход занятия)
Подготовительный этап:
1. Разработка и накопление методических материалов.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Создание развивающей среды.
4. Подбор материала для оформления выставок в книжном уголке: книг разного года издания , направленности, портретов детских писателей и художников оформителей, иллюстрации к художественным произведениям.
5. Разработка мероприятий.
Практический этап
Исходя из задач проекта, наметились следующие формы работы:
– Презентация «История книги».
– Просмотр мультфильм «Книжка про книжку», «Гришкины книжки», «Слонёнок и письмо».
– Рисование «Любимый сказочный герой».
– Лепка на тему «Создаём сказку».
– Рассматривание иллюстраций к детским книгам разных художников-иллюстраторов (Билибин И.Я., Чарушин В.И., Рачёв Е.М, и др.)
– Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Книги разные нужны, книги разные важны».
– Рассматривание портретов детских писателей и беседа о них.
– Читаем с мамой любимые книги.
– Экскурсия в книжный магазин.
– Сюжетно-ролевые игры: «Книжный магазин»;
«Библиотека».
– Составление с детьми творческих рассказов: «История одной книги».
– Чтение с детьми литературных произведений: Е.Творогова «Сказка о книгах»; О. Орлова «Где живут книги. Библиотечные сказки»; Ю. Иванова «Чем пахнут книги»; Синди Уам «Книжный кот»; С. Михалков «Дом книг»; А Усачёв «О чтении»; А. Марков «Верный друг»; Ю. Энтин «Слово про слово».
– Ситуативный разговор «Что вы знаете о книгах»; «Для чего нужны книги?»; «Как нужно обращаться с книгами?».
-Беседа «Путешествие в прошлое книги»; «Как нам помогает книга»; «Чему учат сказки?»; «Герои сказок – какие они?»; «Моя любимая книжка».
– Дидактические игры: «Угадай-ка»; «Найди пару»; «Какая картинка не нужна»; «Убери лишнего героя»; «Верно ли это?»; «Подскажи словечко»; «Незнайкины ошибки»; «О ком,о чём»; «Угадай чей предмет?»
– Речевые игры: «Продолжи предложение»; «Подбери действие»; «Подбери словечко»;речевая игра с мячом «Каким бывает хлеб?».
Предполагаемые итоги реализации проекта:
•Знания детей о истории книги, повышение интереса к чтению, углубление индивидуальных литературных предпочтений.
•Выставка «Моя любимая книга».
•Интерес родителей к занятиям воспитанников