Ребенок с ЗПР, имея особенности в развитии, в дальнейшем имеет низкую успеваемость, трудности запоминания и хранения информации, эмоциональную незрелость, несформированности волевых качеств, проблемы поведения, в связи с этим родителю очень сложно оценить возможности самостоятельной деятельности ребенка. А значит качественно организовать процесс воспитания и обучения.
При наличии в образовательной организации специалистов сопровождения (психолога, логопеда, дефектолога), родителю очень важно взаимодействовать с ними. Специалисты помогут объяснить родителю, как разрешить возникающие вопросы, касающиеся вопросов обучения и воспитания, помочь подобрать практические материалы для занятий, показать, как работать с ребенком, какие методы и приемы использовать.
Некоторые советы для родителей по воспитанию и обучению детей с задержкой психического развития
- Для того, чтобы организовать деятельность ребенка, необходимо заранее обговорить с ним последовательность действий будущей деятельности, а лучше представить наглядно, в виде схемы, плана. Поначалу пусть план будет подробный, пошаговый, по мере того, как ребенок научится, можно сокращать количество шагов. Затем, постепенно можно переводить наглядный план в словесный, а затем и во внутреннюю речь.
- Важно быть достаточно требовательным, заранее договариваясь об объеме будущей работы, и доводить начатое дело до конца, фиксируя каким-нибудь образом окончание этапа или всего дела. Для этого можно использовать сюрпризные моменты, систему наград. Для повышения эффективности работы родителю важно быть примером, уметь заинтересовать ребенка, вовлечь в совместную деятельность.
- В свободное от занятий время, дайте возможность ребенку проявлять свою индивидуальность, даже если поведение ребенка незрелое. Если установить слишком жесткие рамки, то ребенок перестанет их сохранять. На начальном этапе достаточно двух-трех правил, которым ребенок должен следовать.
- Поддерживайте мотивацию ребенка постоянно. Так как эмоционально-волевая сфера детей с ЗПР соответствует детям более младшего возраста.
Будьте всегда позитивными, доброжелательными, обсуждайте конечный результат, в случае не достижения результата, обсудите вместе с ребенком возможные ошибки и пути их исправления. Главное, ребенок должен чувствовать, что родитель в любом случае на его стороне.