МБДОУ "Детский сад № 234"

Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки

Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка,  это,  прежде всего,  мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».

          Музыкальный руководитель помогает ребенку эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигать его красоту через гармонию музыкальных звуков. Дошкольники способны воспринимать, чувствовать красивое в окружающем. Это проявляется в особом интересе к явлениям природы, животным, в способности устанавливать связи между восприятием природных явлений и их отображением в искусстве.

          Установить такую взаимосвязь помогает музыкальный репертуар, содержащийся в «Программе воспитания и обучения в детском саду». В него входят произведения разных жанров (музыка для слушания, пения, движений, игры на детских музыкальных инструментах), разные по тематике, произведения классические и современные, народная музыка, в которых содержатся яркие, запоминающиеся музыкальные образы, доступные детям и вызывающие у них различные эмоциональные переживания.

         Выразительность  музыкального  языка, яркость  и мелодичность помогают детям почувствовать теплоту и сердечность музыки, воспевающей красоту родной природы. Так,  в музыкальном альбоме П.И.Чайковского  «Времена года. Осень» рисуется  картина  осени.  Мягкая,  неторопливо звучащая мелодия  вызывает одновременно чувство грусти и чувство любования картиной осенней природы. (Слушание «Осень. Октябрь», «Осень» Вивальди). Совсем  другое  настроение, связанное с образом весны, передано в  музыкальной картине   «Весна». В ней слышится пение птиц, журчание ручья, чувствуется тепло весеннего солнца. (Чайковский «Апрель»).

             Любая работа даёт положительный результат в том случае, если она проводится  во взаимодействии музыкального руководителя  и  воспитателя. В каждом конкретном случае педагог выбирает наиболее подходящую форму работы с детьми.

               Одной из них является организация наблюдений за природными явлениями во время экскурсий, прогулок, бесед. Наблюдая природу в естественных условиях (на участке детского сада, на прогулке), дети с помощью воспитателя стараются отмечать сезонные изменения в природе, разнообразие красок, звуков и форм. Например, ранней весной  наблюдают пробуждение природы от зимнего сна, замечая, как тает и чернеет на солнце снег, текут ручейки, «плачут» сосульки, звенит весенняя капель. Позднее — как начинают набухать почки на ветках деревьев и появляются из земли первые зеленые ростки. Наблюдая все это, они как бы слушают «музыку» весны. (Слушание Шопен «Весна»). Осенью, гуляя в парке, дети собирают разноцветные листья, рассматривают их форму, красочные узоры, прислушиваются к звукам осенней природы — шуму ветра, шелесту листьев.

           Благодаря наблюдениям и беседам о природе у детей накапливаются интересные зрительные и слуховые впечатления, которые отражаются в музыкальной деятельности  (при исполнении песен, танцев, игр, в творческих импровизациях дети учатся передавать настроение, созвучное   образам природы:  грустное, лирическое в связи с наступлением осени или радостное, оживленное в связи с пробуждением природы весной). Дети  способны  под музыку,  с  помощью выразительных движений,  передать  образы разных животных:  лисы в пьесе «Это лиса» (муз. В. Косенко),  веселых медвежат в пьесе «Пляска медвежат» (муз. М. Красева),  жеманного котика и сердитого козлика в пьесе, «Котик и козлик» (муз. Е. Тиличеевой) и др. 

             Педагог может организовать  просмотр диапозитивов, диафильмов, фотографий, репродукций с картин художников, на которых изображены разнообразные картины природы. Просмотр этих материалов лучше сопровождать музыкой, которая усиливает переживания ребенка, его впечатления  от  увиденного, помогает связать зрительные образы с образами музыкальными.

  Например, во время слушания инструментальной пьесы «Море» (из вступления к опере Н. Римского-Корсакова «Садко»)  детям предлагается  одновременно рассмотреть репродукцию с картины И. Айвазовского «Среди волн», изображающей грозное бушующее море. Дети отмечают  вначале тревожное,  но негромкое звучание музыки. Постепенно оно становится грозным, словно огромные волны накатываются  на берег, а затем снова отступают. (Слушание «Море»).

            Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • контент
  • спас-экстрим
  • дети онлайн
  • минобрнауки и высшего обр
  • фскн россии
  • право
  • акиац
  • барнаул
  • тел доверия полиции
  • элуслобр
  • надзор обр
  • уполномправа реб
  • сервер гв
  • госуслуги
  • инфосистемы
  • мои документы
  • минпросв
  • Министерство образования и науки Алт
  • нокро
  • профсоюз
  • осовак
  • пнпо
  • развитие детства
  • горлин
Wordpress snowstorm powered by nksnow