Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».
Музыкальный руководитель помогает ребенку эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигать его красоту через гармонию музыкальных звуков. Дошкольники способны воспринимать, чувствовать красивое в окружающем. Это проявляется в особом интересе к явлениям природы, животным, в способности устанавливать связи между восприятием природных явлений и их отображением в искусстве.
Установить такую взаимосвязь помогает музыкальный репертуар, содержащийся в «Программе воспитания и обучения в детском саду». В него входят произведения разных жанров (музыка для слушания, пения, движений, игры на детских музыкальных инструментах), разные по тематике, произведения классические и современные, народная музыка, в которых содержатся яркие, запоминающиеся музыкальные образы, доступные детям и вызывающие у них различные эмоциональные переживания.
Выразительность музыкального языка, яркость и мелодичность помогают детям почувствовать теплоту и сердечность музыки, воспевающей красоту родной природы. Так, в музыкальном альбоме П.И.Чайковского «Времена года. Осень» рисуется картина осени. Мягкая, неторопливо звучащая мелодия вызывает одновременно чувство грусти и чувство любования картиной осенней природы. (Слушание «Осень. Октябрь», «Осень» Вивальди). Совсем другое настроение, связанное с образом весны, передано в музыкальной картине «Весна». В ней слышится пение птиц, журчание ручья, чувствуется тепло весеннего солнца. (Чайковский «Апрель»).
Любая работа даёт положительный результат в том случае, если она проводится во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя. В каждом конкретном случае педагог выбирает наиболее подходящую форму работы с детьми.
Одной из них является организация наблюдений за природными явлениями во время экскурсий, прогулок, бесед. Наблюдая природу в естественных условиях (на участке детского сада, на прогулке), дети с помощью воспитателя стараются отмечать сезонные изменения в природе, разнообразие красок, звуков и форм. Например, ранней весной наблюдают пробуждение природы от зимнего сна, замечая, как тает и чернеет на солнце снег, текут ручейки, «плачут» сосульки, звенит весенняя капель. Позднее — как начинают набухать почки на ветках деревьев и появляются из земли первые зеленые ростки. Наблюдая все это, они как бы слушают «музыку» весны. (Слушание Шопен «Весна»). Осенью, гуляя в парке, дети собирают разноцветные листья, рассматривают их форму, красочные узоры, прислушиваются к звукам осенней природы — шуму ветра, шелесту листьев.
Благодаря наблюдениям и беседам о природе у детей накапливаются интересные зрительные и слуховые впечатления, которые отражаются в музыкальной деятельности (при исполнении песен, танцев, игр, в творческих импровизациях дети учатся передавать настроение, созвучное образам природы: грустное, лирическое в связи с наступлением осени или радостное, оживленное в связи с пробуждением природы весной). Дети способны под музыку, с помощью выразительных движений, передать образы разных животных: лисы в пьесе «Это лиса» (муз. В. Косенко), веселых медвежат в пьесе «Пляска медвежат» (муз. М. Красева), жеманного котика и сердитого козлика в пьесе, «Котик и козлик» (муз. Е. Тиличеевой) и др.
Педагог может организовать просмотр диапозитивов, диафильмов, фотографий, репродукций с картин художников, на которых изображены разнообразные картины природы. Просмотр этих материалов лучше сопровождать музыкой, которая усиливает переживания ребенка, его впечатления от увиденного, помогает связать зрительные образы с образами музыкальными.
Например, во время слушания инструментальной пьесы «Море» (из вступления к опере Н. Римского-Корсакова «Садко») детям предлагается одновременно рассмотреть репродукцию с картины И. Айвазовского «Среди волн», изображающей грозное бушующее море. Дети отмечают вначале тревожное, но негромкое звучание музыки. Постепенно оно становится грозным, словно огромные волны накатываются на берег, а затем снова отступают. (Слушание «Море»).
Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.