Игра-это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.
С.Т. Шацкий.
Дидактические игры достаточно широко используются в детском саду, начальной школе, родителями.
…При обучении началам математики педагоги чаще используют игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения, навыки. Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.
Однако в процессе умственных упражнений дети умеют возможность обрабатывать и закреплять лишь отдельные счетные операции (количественный или порядковый счет, составление числа из единиц и др.), не связывая их друг с другом. Поэтому дошкольники не понимают взаимозависимости выполняемых действий, их роли в качестве способа познания количественной стороны действительности.
…В детском саду бытуют увлекательные игры « в кого-нибудь» или « во что-нибудь»: в строителей, моряков, в больницу, в магазин, в школу и т.д . Этим сюжетно-ролевым творческим играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер.
…Может ли количественная сторона действительности стать содержанием сюжетно-ролевой игры? На первый взгляд может. Действительно, дети отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского сада, различные виды труда взрослых. В таких играх выполняя взятую на себя роль, ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия. Например, в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчеты и пр. Но подобные действия дети включают в игры крайне редко.
Для того, чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи, и нормы отношений, существующие между взрослыми. Самостоятельно ребенок сделать это не может.
Что касается количественных отношений, то самостоятельно, непосредственно воспринимать действия взрослого с числом, счетом, измерением дошкольник также не может. Область количественных отношений как бы выпадает из поля его зрения, он в своем опыте обычно не сталкивается с необходимостью практического использования этих отношений, и поэтому они не отражаются в его играх. Выделить в деятельности взрослых количественные отношения и способы их определения ребенок может только с помощью воспитателя.
Счет и измерения- действия взаимозависимые, они должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определенной последовательности. Поэтому в творческой игре воспитатель должен брать на себя такую роль, которая позволила бы ему контролировать правильность и точность выполнения каждым ребенком математических действий.
Итак, умелое использование игр в учебном процессе облегчает его, т.к . игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения, положительные эмоции облегчают процесс познания.
…Игры-занятия являются наиболее эффективной формой организации обучения детей основам математики, где создаются условия для заинтересованного овладения математическими понятиями. Их называют интегрированными. Они обеспечивают одновременно познавательную, творческую и двигательную активность ребенка, возможность для его самовыражения, самосознания.
Внутренний мир ребенка- это своеобразный мир. В укромных уголках детского сознания живет сказка, во многом определяя не только поведение ребенка, но и его развитие. Сказка для ребенка – совершенно объективная реальность. Психологи утверждают, что именно она может стать основой «жизненного сценария» взрослого человека.
В процессе интегрированных игр-занятий используют варианты работы со сказками:
- «Нахождение» в знакомых сказках «Следов Математики». В любой сказке встречаются различные математические понятия: числа, цифры, определения протяженностей, величины, массы и т. д. После рассказывания сказки попросить детей найти «Следы Математики».
- «Расшатывание» сюжетов знакомых сказок. Педагог и дети вспоминают недавно рассказанную сказку. Сначала все идет своим чередом. Затем педагог предлагает изменить сюжет сказки. Например: идет Красная Шапочка, а навстречу ей не Волк, а целая стая ласточек, которые заблудились. Ребята вместе с педагогом пересчитывают ласточек и находят нужное направление птиц.
- Сочинение сказок. Этот вариант обычно используют в работе со старшими дошкольниками. Педагог вместе с детьми придумывает историю про цифры, коротышку Мишку, про самого длинного Карандаша. Сочинение сказок желательно сопровождать рисованием выдуманных персонажей, конструированием их из бумаги, природного материала.
Обыгрывание сюжетов знакомых сказок, сочиненных сказок, внесение в каждую из них творчества, фантазии благотворно отражается на становлении личности ребенка, развитии его восприятия, воображения, образного мышления.
Важно помнить, что главное при этом – не просто научить детей навыкам счета, а способствовать развитию мышления; не заставлять ребенка что то сделать, а вызвать интерес, желание, удовольствие к работе.