В связи со сложившей сложной обстановкой в стране короновирусной инфекции COVID-19, в нашем ДОУ функционируют разновозрастные дежурные группы. Основная задача работающих воспитателей в данных группах – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.
В практике дошкольного воспитания всегда существовали разновозрастные группы. Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т.д.
Отношение родителей и воспитателей к таким группам весьма противоречиво:
Одни считают, что в разновозрастных группах возникает больше проблем: «старшие обижают малышей», «малыши мешают занятиям старших», «трудно организовать детей».
По мнению других – разновозрастные группы обеспечивают лучшие условия для общего психического и морального развития: «старшие дети учатся помогать младшим, рано становятся самостоятельными», «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются».
Исследования педагогов убедительно показывают, что это возможно и что разновозрастная дошкольная группа имеет значительный развивающий потенциал. Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания как в разновозрастном коллективе.
Воспитатель (если постарается) может «сделать» из РВГ большую семью, в которой:
- дети могут научиться выполнению различных ролей;
- может развиться устойчивая групповая культура;
- имеется естественный стимул к сотрудничеству и взаимопомощи;
- имеются возможности для развития каждого ребенка в отдельности и всего сообщества в целом, а также для совместной жизни и работы.
Этим определяется специфика воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе. Эффект развития ребёнка в такой группе обеспечивается освоением его реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий, уровень освоения которой служит важнейшим интегрированным показателем его социального развития.
Итак, в РВГ есть дети старшие и младшие.
Создаются широкие возможности для организации общения детей разного возраста. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности.
Большое значение приобретает пример старших для малышей. Здесь старшие заботятся о младших: помогают младшим одеваться, рассказывают им сказки, защищают от обидчика. Старшие учатся быть терпимее к младшим, учатся быть ответственнее.
Даже самый робкий старший ребенок, заботясь о младших, чувствует себя более взрослым, становится увереннее. И, напротив, агрессивный ребенок учится сдерживать свои порывы. Ведь толкнуть ровесника и толкнуть малыша- разные вещи. Старшие должны расти и вырасти в таком коллективе чуткими, доброжелательными и отзывчивыми…
Малыши охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. В силу склонности к подражанию постоянно перенимают все положительные качества старших, обучаются навыкам гораздо быстрее (одеваться- раздеваться, КГН и др.). Они стараются выполнять более сложные задачи, нежели те, что были бы им предложены в группе ровесников. То есть смотрят на шаг вперед. Видят, к чему нужно стремиться, становятся более самостоятельными.
Воспитателю же нужно только позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.
Организация жизнедеятельности в разновозрастных группах имеет с одной стороны МИНУСЫ :
Трудности в организации воспитательно-образовательного процесса (построение только с учетом психических и физических особенностей детей разного возраста, так как постоянное общение с младшими, может иногда несколько ограничить интересы и кругозор старших детей, в их развитии могут наблюдаться отставания), трудности в организации режима дня: в организации учебной деятельности педагогам приходится тратить в два, а то и в три раза больше времени, чем в одновозрастной группе, трудности в построении предметно-развивающей среды: требуется разработка концепции предметно- развивающей среды для таких групповых сообществ детей, время занятий разделяется на занятия с малышами и занятия со старшими… в результате старшие дети могут оказаться менее подготовленными к школе, нежели дети в группах ровесников.
Старшие могут обижать младших, задирать их, высмеивать то что те чего-то еще не могут, что негативно скажется на самооценке малыша.. в последующем этот малыш став старше начнет так же задирать младших.
Создаются широкие возможности для организации общения детей разного возраста.
Постоянное общение младших детей со старшими формирует заботливость, дружеские отношения, самостоятельность.
Старшие и младшие не вступают в сопернические отношения между собой, место ребенка в группе уже определено возрастом: ты – старший, я – младший – это объективная реальность, поэтому старшие – заботливы и великодушны, а младшие – уважительны и послушны.
А вот что будет преобладать в группе плюсы или минусы – это зависит только ОТ ВОСПИТАТЕЛЯ. Здесь роль воспитателя очень важна … Задача воспитателя сформировать адекватные отношения между детьми. Где старший помогает младшему и знает, что тот чего-то не умеет, потому что еще мал.. где старший стремиться защитить и помочь младшему. Где младший не боится подойти к старшему, где младший знает что если чего-то не получается сегодня, то завтра получится. Где воспитатель внимателен к каждому ребенку, где воспитатель учит детей взаимодействовать друг с другом, учит дружить, делиться и «разрешать» возникшие конфликты..
Воспитание и образование детей в условиях разновозрастной группы ДОУ обязательно будет иметь положительный эффект если:
– воспитатель владеет знаниями закономерностей организации и функционирования разновозрастных детских групп;
– в ДОУ создана соответствующая среда;
– содержание, формы и методы работы педагога – воспитателя ориентируются на специфические условия деятельности.
И если воспитатель хорош, то разновозрастная группа – это только благо!
prez_po_rab_v_raznovozrast_grupp